Мультитрековый метод записи ФЭГ
Сведения об авторах. Артем Михеев, канд. физ. - мат. наук, президент Российской Ассоциации Инструментальной
Транскоммуникации (РАИТ), Вадим Свитнев, канд. тех. наук, гидроакустик, член РАИТ, капитан 2 ранга в отставке.
Введение. История изучения феномена электронного голоса (ФЭГ), открытого в 20 веке Фридрихом Юргенсоном, насчитывает минимум 50 лет. В целом, существующие методы записей ФЭГ можно разделить на 3 класса: микрофонный метод (Юргенсон), радиометод (Юргенсон, Раудив, Франц Зайдль, Марселло Бэкки, Анабела Кардозо и др.) и запись с применением специальных устройств (Джордж Мик, Ганс Отто Кениг, Мэгги и Жюль Харш - Фишбах и др.) К сожалению, возможности микрофонного и радиометода зачастую весьма ограничены, а специальные устройства труднодоступны для большинства пользователей и весьма зависят от человеческого фактора (оператора). Целью поисков исследователей на сегодняшний день, по нашему мнению, должно быть нахождение компромисса между работоспособностью метода и его доступностью. Один из таких вариантов, открытый нами в 2008 году, мы и хотим предложить в данной статье. Для записи ФЭГ в этом варианте требуются:
1. Компьютер или ноутбук с операционной системой Windows XP,
2. Звуковая карта компьютера со встроенной функцией «Mono Mix» или «What I Hear»
3. Программа Cool Edit Pro, либо ее современная версия - Adobe Audition.
4. Микрофон, в случае необходимости подсоединенный к микрофонному входу звуковой карты компьютера через усилитель.
тод записи ФЭГ.
Предварительная подготовка. Для начала необходимо создать заготовку в виде «консервов» из речевой смеси на иностранном языке. В качестве таковой может подойти запись со смесью из четырех-пяти иностранных радиостанций, тщательно проверенная на возможные совпадения с родной речью. Если таковые фрагменты найдены, их необходимо вырезать при помощи звукового редактора. Данные «консервы» можно сохранить в виде mp3 файла на вашем компьютере в месте, пригодном для оперативного доступа. Далее необходимо открыть панель управления, найти меню «звуки и аудиоустройства» и выбрать опцию внутреннего микшера звуковой карты «Mono(stereo) Mix» или ее аналог - «What I Hear». Уровень громкости внутреннего микшера необходимо поставить на минимум, регуляторы громкости воспроизведения и громкость микрофонного входа - на максимум. К микрофонному входу необходимо подсоединить электретный микрофон с собственным питанием. Через него задаются вопросы, и он также обеспечивает небольшое подшумление записи, которое, как мы убедились, необходимо для возникновения эффекта. Если уровень сигнала недостаточен, необходимо задействовать портативный микрофонный усилитель.
Процедура записи. При помощи стандартной программы Windows Media Player mp3-файл с «консервами» включается на проигрывание. Необходимо настроить громкость Media Player'a (в наших экспериментах это был уровень 15 - 20 процентов). Если потребуется, можно подрегулировать громкость внутреннего микшера звуковой карты. Ориентировочно, громкость проигрывания «консервов» должна быть такой, чтобы при записи она занимала примерно 1/4 максимальной амплитуды (амплитуды сигнала, при которой она перестает повышаться и уходит в ограничение). Чтобы предоставить «другой стороне» необходимое разнообразие фонем, можно проигрывать «консервы» не с начала, а с другого места. После запуска проигрывания звуковой заготовки вызывается программа Cool Edit, и нажатием клавиши в левом верхнем углу переводится в режим мультитрека. Для ведения монофонической многотрековой записи с наложением необходимо выставить Track Record ->16 bit mono в меню «Options>Settings>Multitrack», а также галочку напротив «Sample Accurate Sync» в меню «Effects».
Выберите для себя длину дорожки(оптимальное время записи одной дорожки - 20 - 40 секунд). Нажмите
красную клавишу напротив первой дорожки и запустите запись клавишей («Record») внизу. После
начала записи первого трека задайте вопрос в микрофон. Чтобы у «другой стороны» осталось время
для ответа, длина вопроса должна быть не более 10 секунд. После окончания записи первой дорожки
нажмите на клавишу стоп Далее отожмите клавишу на первой дорожке и нажмите аналогичную
клавишу напротив второй. Далее вновь запустите запись клавишей . Если Вы все делали
правильно, у Вас должна пойти запись с наложением в реальном времени нового сигнала на второй
дорожке с уже записанным сигналом на первой. Длина записи на второй дорожке должна совпасть с
длиной первой. После окончания нажмите клавишу стоп.
Данную процедуру необходимо повторить 4 раза. На четвертом этапе в результате четырехкратного
наложения сигнала амплитуда становится максимальной. Результат должен выглядеть примерно
следующим образом: