Этот праздник отмечался русскими и белорусами 8 января или 9 января, болгарами - 8 января, сербами - 10 января. В обряды дня восходят к почитанию Великой богини-матери. На Руси в этот день почитали повивальных бабок и рожениц.
Надо сказать, что церковь довольно активно боролась с этим славянским праздником. Дошло до того, что на день празднования Бабьих каш назначили Собор Пресвятой Богородицы. Но помогло это не сильно - праздник "ушел в подполье". Суть праздника в том, что в этот день почиталась Богиня-Мать и ее помощницы - повивальные бабки.
Собственно, только на их умения и полагалось женское население. Повивальные бабки - это не современные акушерки, но их предтечи. Хорошая, знающая повивальная бабка - это здоровые дети и женщины - опора рода.
Праздник этот чисто женский. В этот день замужние и имеющие или только собирающиеся рожать женщины несли дары повитухам. Дары, а не деньги. А повитухи угощали женщин заговоренной кашей. Кстати, каша была самой, что ни на есть простой: гречневая, пшеничная, пшенная... Также в этот день поминались все умершие повитухи, вспоминались их деяния, приносились им некоторые жертвы - часть уже упомянутой каши, например.