«Збручский идол» или древняя модель мира

«Збручский идол» или древняя модель мира

Сообщение Arina » 02 июл 2024, 12:56

Изображение
Четырехгранная каменная статуя, называемая идолом из Збруча или в просторечии Святовидом, на протяжении долгого времени вызывала большой интерес у исследователей. Тщательный анализ этой монументальной скульптуры дает ценные знания о мире верований древних славян.

Статуя — четырехгранный столб, с каждой стороны украшена барельефами, расположенными в три уровня.

В зависимости от того, какую концепцию предлагают исследователи, верхний уровень может изображать четырёх главных богов, которые следят за четырьмя основными частями мира. При этом вся статуя может быть отождествлена с главным славянским божеством. Или же на этом уровне может быть представлен один верховный бог, который имеет четыре лица и как бы объединяет в себе четыре аспекта или ипостаси.

Средний уровень, где фигуры изображены в виде участников танцевального представления, символизирует земной, человеческий мир.

На нижнем уровне находится изображение божества, которое, согласно верованиям, хранит подземный мир. Эта статуя является символическим напоминанием о том, что за пределами нашей земной плоскости существуют и другие миры — как над нами, так и под нами.

Согласно одной из концепций, статуя из Збруча — это не просто изображение, а пластическое воплощение «текста», который когда-то предназначался для людей. Символичность статуи заключается в универсальности её кода, а значение определяется не тем, насколько реалистично она изображена, а реальностью, к которой она относится.

В космологическом контексте человек часто представляет Вселенную как систему взаимосвязанных и организованных элементов. Этот порядок, известный как космос, является для человека высшим порядком, воплощением высших сил. Законы космоса или природы объективны, и человек, следуя им, становится лишь микроскопической частью огромной системы. Если он будет жить в гармонии с принципами функционирования целого, то сможет получить максимум от жизни.

Ось, проходящая через эти сферы, связывает крайние элементы космоса — небо и землю. Низ оси указывает на центр Земли, а верх — на точку, где небо кажется поворачивающимся.

Здесь стоит вспомнить славянскую идею о Мировом Дереве, символом которого является славянская руна «Опора». Также нельзя не упомянуть знаменитый «Бел-горюч камень Алатырь», на котором лежит печёный Бык. Рядом с ним горит Ясный Огонь, а из-под него текут молочные реки. В этом контексте именно камень Алатырь, расположенный на острове Буяне, символизирует центр Земли.

Вокруг этой оси, символизирующей космическую ось мира, вращаются небесные тела, принадлежащие к другим сферам: Солнце, Луна, планеты и так называемые неподвижные звёзды. Таким образом, столб Збруча представляет собой идею космической оси, колонны, которая отмечает центр мира и вокруг которой обращается всё мироздание.

Рельефы, расположенные в нижней части статуи, изображают четыре фазы Луны: полнолуние, новолуние, первую четверть и последнюю четверть.

Таким образом, Збручский столб — это модель, которая описывает пространственно-временную структуру космоса, полученную в результате применения геоцентрической теории.

Важно отметить, что отдельные сферы этой трёхуровневой социальной иерархии имеют аналогии в космологическом слое символики столба. Они идентичны соответствующим сферам космической иерархии.

Таким образом, мы имеем дело с божеством, которое является одновременно отцом и матерью, но в одном лице. Это божество находится на вершине космической оси (и, следовательно, в центре мира) и осуществляет опеку над всем сущим.

В основе этой концепции лежит движение Солнца, которое имеет большое значение для многих народов. В течение года Солнце поднимается и садится в разных точках горизонта, перемещаясь от крайнего южного положения во время зимнего солнцестояния до крайнего северного положения во время летнего солнцестояния.

Символику этой сцены можно трактовать как рождение чего-то нового из утреннего сияния (которое изображено на среднем уровне), происходящего в день зимнего солнцестояния.

Солнце, олицетворяющее Бога, победившего смерть (что изображено в виде оппонента, стоящего на коленях внизу), вот-вот взойдёт над горизонтом. На верхнем уровне картины изображён бог, пьющий напиток из рога, который символизирует постоянное возрождение и омоложение, предвещая изобилие.

По-видимому, предвестником возрождения Солнца является представление о вечернем сиянии в виде женщины среднего уровня.

Спицевое колесо (солнечный крест), изображённое на самом низком уровне, символизирует быстрое движение ночного солнца подобно тому, как лошадь символизирует путь дневного светила на соседней стене статуи.

Этот памятник можно сравнить с письменным знаком (идеограммой), который рассказывает о цикличности солнечного божества. В зависимости от времени года — во время зимнего или летнего солнцестояния — оно либо возрождается, либо достигает вершины своей власти.

По материалам польских исследователей

Подписывайтесь на наш тг-канал Ковен теней: Былины древней страны


Рассказать:
Аватара пользователя
Arina
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 5124
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1