МК РУСАЛИИ

Re: МК РУСАЛИИ

Сообщение АлиШа27 » 29 май 2016, 00:50

Anchela, с удовольствием записала


Рассказать:
АлиШа27
 

Re: МК РУСАЛИИ

Сообщение Loriko » 29 май 2016, 21:57

Запишите пожалуйста и меня, очень хочу поучавствовать. Благодарю!


Рассказать:
Loriko
 

Re: МК РУСАЛИИ

Сообщение Алекса » 30 май 2016, 00:40

Очень интересно! запишите меня, пожалуйста


Рассказать:
Аватара пользователя
Алекса
Магистр
 
Сообщения: 641
Зарегистрирован: 16 май 2016

Re: МК РУСАЛИИ

Сообщение АлиШа27 » 30 май 2016, 10:04

Loriko, Алекса записала с удовольствием.


Рассказать:
АлиШа27
 

Re: МК РУСАЛИИ

Сообщение АлиШа27 » 09 июн 2016, 13:42

РУСАЛИИ, иначе ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ – в традиционном русском месяцеслове (календаре) – волшебное время, посвящённое проводам весны (Богини Лели), чествованию водяных духов (русалок) и берёз, а также – поминовению усопших (в том числе – заложных (то есть умерших до срока) покойников). В древности Зелёные Святки, предположительно, были связаны с Ярилиным Днём (4 кресеня \ июня), в христианское время эти празднества были поставлены в зависимость от Пасхи и Троицы – Зелёные Святки обычно начинались на седьмой неделе после Пасхи, перед Троицей. Отсюда происходит ещё одно название Святок – Семицкая неделя (а семицкий четверг именовался Семиком). Из-за подвижности даты Русалии могли длиться почти месяц (если Пасха, а, следовательно, и Троица была ранней): с конца мая по конец июня (по старому стилю). В православном календаре Святки завершались Петровым Днём (29 июня \ 12 июля), а в языческое время окончанием Русалий, по всей видимости, был праздник летнего Солнцеворота – Купало.


Рассказать:
АлиШа27
 

Re: МК РУСАЛИИ

Сообщение АлиШа27 » 09 июн 2016, 13:53

Еще Русалии называют днями духов и Берегинь.

КАК РОДИЛАСЬ БЕРЕГИНЯ?

У слова «берегиня» древняя, но забытая история. Всего в трех летописях после 11 века говорится о язычниках времен принятии христианства, которые «веруют Перуну, Хорсу, Берегиням, их 27 сестриц», «кладут требы (дары) берегиням и оупирем». В письменных исторических источниках слово «берегиня» больше не встречается.

В 80 годах 20 века поэт Андрей Дементьев выпустил сборник стихов «Берегиня». Красота этого слова и сравнение природы с «берегиней» в поэтической форме очаровало многих творческих людей. Появились стихотворные подражания, обыгрывающие слово «берегиня», появились статьи, где хранительниц народных песенных традиций называли «берегинями», образовались фольклорные ансамбли.

Уже в конце 90 годов «берегиня» из поэтической категории превратилась в торговую марку: минеральной воды, экологических организаций с таким же названием, в название клуба будущих рожениц и т.д. Между первым историческим упоминанием слова «берегиня» и поэтическим продолжением прошло почти тысяча лет. Создается впечатление, что слово выпало из русской истории на 1000 лет, а потом выплыло на поверхность из небытия по воле поэта.

Но это обманчивое впечатление. Когда в начале 18 века зародилась наука этнография, собиратели фольклора – дворяне в деревнях стали записывать сказки, поверья, традиции, песни, и обнаружилось, что берегинями называются изображения полуженщин-полурыб на домах, вырезанных на наличниках из дерева так называемой «глухой» или «барочной резью» (резьбой). Этими изображениями с 17-18 века украшали корабли – барки, которые строили под Нижним Новгородом в Городце и которые потом ходили по всей Волге. Борта волжских кораблей – барок опоясывали богатые резные фризы, носы их были украшены фигурными изображениями сказочных полурыб-полуженщин, львов, жар-птиц или ярлов (орлов).

В старинной казачьей песне поется про наведенный (разукрашенный) кораблик, «выбегающий» по Хвалынскому – Каспийскому морю:

По Хвалынскому было по морюшку
Там бегут-бегут, выбегаются тридцать кораблей.
Лишь один у них корабличек наперед бежит.
А и нос-то наведеный по ярлиному.
А бока-то наведены по змеиному.
А корма-то наведена по звериному.

Однако срок жизни деревянных судов был короток. Обычно их разбирали и продавали на дрова или строительный материал, а хорошо сохранившиеся резные фрагменты приобретались для крестьянских домов. Волжские плотники-резчики зимой готовили суда к сезону, а летом шли по селам, где и прижилось их мастерство рельефной корабельной резьбы.

В 18-19 веке уже специально для староверов-купцов резали наличники «барочной резью». Изображение женщин-русалок на домах староверы-книжники называли «фараонками», связывая их с апокрифическими (неканоническими) староверскими книгами, в которых рассказывалось о том, как Моисей утопил в Чермном (Красном) море фараона с войском, пустившимся за евреями в погоню из Египта. С тех пор фараоново войско должно до конца света оставаться в образе подводных жителей с хвостами. Время от времени они выныривают перед кораблями и глухим, хриплым голосом спрашивают: «Когда Господь судом сойдет?» Нужно отвечать: «Завтра или послезавтра»,– иначе они не отстанут. А мужики видели, как из реки выходила женщина. Она первый раз вышла и говорит: «Фараон, фараон», – и ушла в воду (Вологодская быличка).
В Новгородской губернии считали, что у фараонов только «голова человеческая», а остальное у них рыбье. Случается, что в ясную погоду они выскакивают из воды и кричат: «Царь Фараон в воде потонул».

Изображение

Но на домах или на барках берегини – «фараонки» несли охранительную службу оберегов, отгоняя несчастья и болезни. «Как же дом строить без обереги?» – говорили в Нижегородской губернии. Не только в России знают берегинь,– специалистам по фольклору Поднепровья и Белоруссии известны также фольклорные обряды, посвященные Берегиням или в других местах называемым Перегеням (Пирогиням), которые исполняются на Троицкую неделю, известную еще как «летние русалки» или «русальную неделю».

Когда-то давно русальную неделю играли в день солнечного солнцестояния (Купало, Кострома), но потом православные священники ввели Петровский летний пост, поэтому «гряная неделя» сместилась на православную Троицу. В эту неделю девушки исполняют специальные песни– заклички, побуждающие землю родить хороший урожай. Считалось, что в эту неделю Земля беременна урожаем, и поэтому ее нельзя трогать острыми предметами, пахать и вообще работать в поле.

Каждая деревня выбирала Берегиню – самую красивую девушку деревни. Волосы ей распускали и украшали венком из полевых цветов, подпоясывали ее красным поясом. Сажали Берегиню на плечи сильных парней или впрягали их в переднюю ось телеги с двумя колесами, и процессией шли на высокий берег реки, где росла одинокая береза или небольшая березовая роща. Туда же несли соломенную куклу – берегиню, обряженную всей деревней в разные лоскутки.

На горе у берез зажигали костер от «нового» огня, сжигали в костре березовые ветки и соломенную «берегиню» (в России ее называли русалкой) или топили ее в реке, пускали венки по течению реки, а потом с «русальными» песнями – закличками дожидались восхода солнца, которому тоже пели свои песни.

Вот русальная песня Брянской области, которая поется девушками с «гуканьями» на «гряной» (русальной) неделе для русалок, сидящих рано утром у прямой «дорози» (дороги) и просящих «цыбули» (лука):

На гряной неделе Русалки седели
Ой! Рано-рано У-у!
Сидели русалки На кривой березе
Ой! Рано-рано У-у!
На кривой березе На прямой дорозе
Ой! Рано-рано У-у!
Просили русалки И хлеба, и соли
Ой! Рано-рано У-у!
И хлеба, и соли И горькой цыбули
Ой! Рано-рано У-у!

В русальных песнях происходит обращение девушек, а именно они поют заклички, к природным стихиям: воде, земле, солнцу, ветрам и даже разным животным и птицам, например кукушке («зязюле»), кукование которой тоже входило в народный аграрный календарь, и которая своим «кукуканьем», схожим по интонациям с «уканьем» закличек, могла принести обильные летние урожаи с неба:

Серая ты зязюля– ой! -чка
Лесом лятишь -не куку– ой!-ишь
Усё-то табе да минуе– ой! -ца
Весняное кукованье – ой!
Весняное кукованье – ой! – как
На летнее жированья – ой!

Если вдаваться в тонкости происходящих обрядов и песен, то все они повторяют древние ритуальные действия поклонения и принесения даров Земле, Огню, Реке и Солнцу, самым древним богам индоевропейцев (ведических индоарийцев, кельтов, друидов, праславян). А самыми древними божествами среди всех древних богов были матери-хранительницы очага, роженицы, берегини – родительницы богов всех мировых религий.

Все народы Евразии на ранних этапах своего развития поклонялись Богине-Матери, которая породила всех остальных богов и имела множество имен, которые нужно было перечислять весной в день празднования Нового года, когда все боги собирались вместе и решали, какой год будет. В Шумере при каждом обращении к Богине-Матери нужно было назвать все ее 50 имен. Чаще всего в древних табличках и гимнах эту богиню называли Великая Госпожа, Великая Мать, Мать-Земля, Великая Богиня, Царица Богов.

Но она имела и так же иные имена: «Госпожа, дающая рождение», «Госпожа всего, где есть дыхание жизни», «Госпожа, определяющая судьбы», «Госпожа, принимающая решения на небе и на земле», а также восхваляющие силу ее плодородия – «Мать всех детей». Богиня-Мать могла отказать злодею в потомстве или даже прекратить рождение в стране. Чаще всего на древних рисунках она изображалась фронтально стоящей с поднятыми руками, в которых держала пучки растений.

В такой же молельной позе стояли и другие богини, как, например, Шумерская богиня смерти Лилит, полуженщина – полуптица. Когда Ярослав Мудрый решил построить в Киеве Софийский собор по образу Константинопольского, то греческие иконописцы-мозаичники изобразили Деву Марию, стоящей с поднятыми руками, в типе икон «Оранта», что по латыни значит – «разговаривающая, молящаяся».

Изображение

Среди Киевлян икона «Оранта» была очень популярна и среди христиан, и среди язычников, которые шли ей поклониться как своей Великой Богине. Православные назвали эту икону «Богоматерь – Нерушимая стена». Но до киевской Богоматери-Оранты, лет так за 20 тысяч до того, среди людей каменного века тоже был культ женщин-богинь, берегинь, хранительниц очага.

Владимир Журавлев


Рассказать:
АлиШа27
 

Re: МК РУСАЛИИ

Сообщение АлиШа27 » 09 июн 2016, 13:54

О РУСАЛИЯХ

Немного о Русалках и Русалиях (празднеств, проводимых в честь духов.) Русалии в древней Руси были кульминационной точкой народных языческих празднеств. Все виды искусства проявлялись в них полной мерой: музыка, пение, танцы, военные игры, театрализованные действа, проводившиеся иногда в масках.

Участники русалий, как можно думать, делились на простых зрителей и на специальных людей, выполнявших главные разделы игры-обряда, подобно тому, как в болгарской деревне существовали дружины "русальцев", а торжественное празднование нового года еще недавно выполнялось двенадцатью "старцами" в огромных масках и специальных одеждах.

Нехристианская, языческая сущность русалий проявляется уже в первом упоминании их в летописи. Такое огромное общерусское несчастье, как нашествие половцев во главе с Шаруканом в 1068 г., расценивалось летописцем как проявление божьего гнева, вызванного тем, что русские люди отвернулись (во время засухи) от нового христианского бога и обратились к старым богам своих дедов:
"Удержах от вас дождь... и поразих вы зноем, - говорит христианский бог людям. - Обратитеся ко мне и обращаюся к вам, глаголеть господь, и аз отверзу вам хляби небесные". "Дьявол льстить, - говорит далее автор поучения, использованного летописцем, - превабляя ны от бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи". "Видим убо игрища утолочена и людий много множьство на них... а церкви стоять; егда же бывает год молитвы - мало их обретается в церкви. Да сего ради казни приемлем от бога всяческыя и нахоженье ратных... грех ради наших".

Сто лет спустя Кирилл Туровский в числе "злых и скверных дел, их же ны велить Христос отступити", называет "плясанье, бубны, сопели, гусли, пискове, игранья неподобные, русалья". Другой современный автор пишет, что адскими муками будут наказаны "игры, глаголемые куклы и скоморохи и русалиею пляшущая и вся игрища бесовскаа".

А Изборник XIII в. предостерегает: "Егда играют русалия ли скомороси, ли пьянице кличють... или како сборище идольских игр - ты же в тъ час пребуди дома!". Все это писалось в те века, когда церковные художники смело изображали на миниатюрах богослужебных книг и бубны, и сопели (флейты), и трубы свиты царя Давида. Очевидно, дело было не в музыке как таковой, а в её религиозной направленности.

Термин "русалии" настолько прочно был в быту Руси XII в., что даже в чисто церковных сочинениях о посте время определялось этим языческим праздником: "... и по съшьствии святого духа, рекше по русалиих..." "...масла же до русалии приемлють...".
Русалии - это "сбор великий" большого количества людей, одетых в яркие праздничные одежды, "упестренных".

Известны этнографические примеры того, что "проводами русалок" руководили специальные старики "русалыцики" (Воронежская обл., 1935 год).

Это музыканты, играющие на духовых, струнных и ударных инструментах, гусляры и скоморохи, одетые в "скураты" - маски и "деющие на глумленье человеком". Затем выделяются плясуньи, которые не принадлежали к скоморохам и выбирались, очевидно, из числа красивейших девушек города или села.

На долю зрителей оставались "пение бесовское", "говор бесчинный", "плещевание" и "позорование" всего, что происходило. Только во время летних русалий от семика до петровского заговенья разрешалось пение девичьих песен с архаичным припевом "О - эв - Леля!", "Лелемье" и т. п., родственным греческому "эвое!".

"Русалки суть женские существа - очень красивые девушки с длинными косами и крыльями". Они живут на краю света, а к нам приходят лишь однажды в году весною и в нужное время орошают дождем хлебородные нивы. Они выливают росу из рога, и хлеб начинает колоситься. От русалок зависит плодородие нив. Функции русалок двойственны: с одной стороны, они заботятся о дожде и орошении полей, а с другой - об опылении цветущих хлебных колосьев, когда нивы сияют, так как это их брачное торжество. Все это происходит в июне, который и называется "русальским месяцем".

Изображение

Знаем, знаем, как всю неделю гуляли девушки и парни в Первые Русалии! Как расцветали после долгой зимы подснежники и чувства, как пробуждались Природа и люди, плоть от плоти ее. Как сбрасывали с себя холодные осколки сна, постепенно наполнялись жизнью теплеющие реки, и на их сверкающих волнах начинали появляться живые духи реки – томные русалки.

Как тайком от парней, смущенно розовея, сбивались девчонки на березовой полянке близ поющей весенние песни речки, скидывали обереги и белую одежду и вертелись в древнем непостижимом танце, в котором и не девушки уже, а вечная женственность, таинственная и тёмная в своей непостижимости, воспаряла над землей, смешиваясь с ароматом подснежников и первых березовых соков, звеня серебряным колокольчиком тихого смеха.

Как ходили парни за девчонками в хороводах, поглядывая на разрумянившиеся щечки, алые губки да синющие глаза, что мерцали подобно голубой воде пробудившейся речки. Как какие-то дивные красавицы с длинными волосами, тихой тенью приближались к гуляющим среди берез парочкам, и нашептывали им что-то, от чего замирало дыхание, и начинали от восторга теплеть коленки.

Чарующих, непостижимых, веселых и опасных в своей шаловливости Русалок. Время, когда границы обыденного теряют свою неумолимую жесткость, когда резкие однозначные цвета становятся полутонами, когда кружится голова от предчувствия чего-то еще не бывалого, не совсем земного, немного потустороннего, по ту сторону обычного бытия…стираются границы между мирами.

Знаем, знаем, как красили яйца, да играли с ними «яишное заговенье», готовили пироги с яйцами, да с собой каждый на гулянье брал пяток яиц, которыми расплачивался за качание на качелях, да еще и в «перебой» оставалось чем сыграть, постучать яйцами друг о друга. И была в этих незатейливых играх древняя магия, чары зарождения новой яркой жизни.

И бегали всю неделю с подарками к русалкам гадать – осторожничая, побаиваясь, надеясь изо - всех сил на обретение любви и красоты, на свадьбу и свершение предначертанного счастья. Кто, как вечно молодые и прекрасные Духи всезнающей Воды, предскажут - погадают? Найти то их сейчас легко — стоит прижаться к березке, что растет около речки, да прошептать свой потаенный вопрос. Зашелестит молодая листва, стукнет-щелкнет что-то, почудится легкий прозрачный девичий смех, запоет птичка. Так отвечают русалки. Так легко сейчас напустить любовные чары:

Река с рекой сливается,
роща с рощей срастается,
цветок с цветком сплетается,
трава с травой свивается.
Той травы возьму пучок,
заплету цветы в венок,
через рощу пронесу,
по ручью венок пущу.
Унеси вода венок,
на сплетение дорог.
И вот наступает Лёльник, последний день Первых Русалий.

И спускаются на землю Боги к собравшимся на красной-красивой горке людям в белых одеждах. Прилетает вместе с птицами прекрасная Лёля, Богиня Весны. И кто знает, не потому ли стала божественно прекрасна вон та девчонка, которая вчера была просто миленькой Дарьюшкой. Ведь сегодня она, щедро одетая в свежую зелень, зовётся Лёлей, величаво сидит на троне из нескольких слоев дерна с пушистой молодой травкой, раскланивается с теми, кто подносит ей требу с молоком и сыром, улыбается тем, кто ведет вокруг нее хороводы с веселыми песнями – веснянками, закликающие весну. Не потому ли так светло и благородно стало чело девицы-красавицы, что стоит за ее плечами, осеняя всех своей молодой любовью, сама Лёля, пришедшая на праздник в свою честь? И, может быть, именно поэтому веночки для девчат, полученные из белых рук Дарьюшки-Лёли, сулят приход духовной пары, любовь, замужество и счастье в этом году? Это Лёльник, праздник, которым завершаются 22 апреля Первые Русалии, проводимый молодежью на красной, самой красивой в округе, горке.

Вот именно в этот день нарядные девы и величавые жены получают в подарок цветы. Действие, осененное божественным смыслом. Прекрасные цветы, воплощение молодой жизненной силы божественной Лёли, как священное подношение тем, кто несет в себе всю жизнь свет любви и надежды на счастье. Это тоже магия, тоже чародейство. Что может быть очаровательнее весеннего полевого цветка, сорванного мужчиной для своей любимой, с пожеланиями покровительства Лёли, Богини вечной Весны?

Так раньше встречали свою любовь. Что же сейчас?
Неужели перестали засыпать и пробуждаться реки? Неужели перестали шелестеть на теплом ветерке просыпающиеся березки? Неужели девушки перестали гадать о любви? Неужели парням девушки перестали казаться прекрасными, как сама Лёля?

Просто мы перестали звать русалок, красим яйца, объясняя это другими традициями, получаем цветы в необъяснимом природными законами 8 марта, и почти забыли красавицу Лёлю, спускавшуюся к нам на птичьих лёгких крыльях с ароматом первых цветов.

И только иногда, когда позволяем себе стать проще и мудрее, прислушаться к природным ритмам, задуматься о прошлом, взяв в руки книгу о давних временах, мы вдруг становимся светлее и чище, вернув в нашу жизнь сказку, любовь и единение с Божественной Природой.
Последний раз редактировалось АлиШа27 09 июн 2016, 13:59, всего редактировалось 1 раз.


Рассказать:
АлиШа27
 

Re: МК РУСАЛИИ

Сообщение АлиШа27 » 09 июн 2016, 13:58

О РУСАЛКАХ

В романе А. Кондратьева "На берегах Ярыни" исследования славянской мифологии переплетаются с деревенскими суевериями. Многие современники отмечали глубокую осведомленность Кондратьева в области славянской мифологии и народной культуры. В романе действуют духи рек, лесов, огня…
Но посвящен роман русалкам.

Изображение

Представление о них, как о женщинах с рыбьими хвостами, либо как об утопленницах неверно. Такое представление сложилось в девятнадцатом веке благодаря поэтам. Ранее таких водяных духов женского рода называли водяницами. Обычно они - жены водяных, умеют хорошо петь, но у них тяжелый нрав, и встречаются они поодиночке, их относительно мало.

Русалии могут обитать в воздухе и под водой, принимать образы птиц, рыб, лягушек. Общее между русалиями и водяницами то, что утопленницы могут становиться и теми и другими. Дух человеческий после смерти сохраняет тот же характер, что имел при жизни.

Древнейшие русалии, коих числом тридцать, происходят от первобытных береговых духов, так и звавшихся - берегинями. В древности, расселение славян по будущей Руси происходило вдоль рек, люди не решались далеко углубляться в толщу лесов. Приходя на новые пустынные земли, они находили не только прибрежные заторы от упавших в воду деревьев, но и чистые луга с сочной травой.

Современный аналитический разум истолковал бы появление таких лугов ежегодными ледоходами и весенними разливами рек. Но древний разум мыслил иначе. Люди клали большие силы на раскорчевывание земель под пахоту. И если они вдруг находили подготовленную Природой к земледелию и выпасу скота землю, то понимали, что у этой земли непременно должен быть хозяин.
Травами испокон веков ведали женщины. И потому, придя на новое удобное место, славяне, прежде всего, утверждали культ изначальной хозяйки луга - берегини, которая ведала рекой и прибрежными лугами. Почитались и более младшие духи-русалии - хранители каждого отдельного луга и лесной растительности. Культ русалий потому и был повсеместным, поскольку все славяне, так или иначе, делили с русалиями землю, на которой проживали.

Сестры - русалии давали человеку пропитание: дары лесные и плоды земледелия, рыбу и зверя, предупреждали об опасностях, указывали, где лучше построить жилище. И ныне русский человек на своей земле находится под их незримой охраной, так же получает помощь, но не всегда догадывается об этом.

Позднее число русалий стало несчетно велико. Они выполняют волю Мокоши и являются добрыми духами.
В мае, на русальную неделю, после праздника их царицы Лели, с вечера до рассвета лесом овладевают русалии. В эту первую ночь своей недели они прилетают на землю птицами, на тихих лесных озерах и у стоячих талых вод в бледном весеннем свете выметываются девицами, и остаются на земле до осени. Видимы людям, играют и пляшут они только первую неделю. То, что все лето русалок не видно, оставляет неясным точное время их ухода в небо. В разных местах Руси это время различно. Возвращающиеся на небо русалии печальны, и в августе - сентябре восприимчивые люди чувствуют это их разлитое в Природе настроение. В зимнее время колдунья Мокошь варит русалок в котле, откуда они выходят юными красавицами. Так сохраняется их вечная молодость.

В русальную неделю можно видеть, что русалии - молодые существа женского пола, голые и без покрова на голове. Лишь изредка бывают на них белые светлые рубахи и венки. Тела у русалий белые как снег, лица светлые, волосы красновато-серые, длинными локонами распадаются по плечам. С первого взгляда между ними нельзя найти различия. Легкие как пух, они перебегают от дерева к дереву, сооружают качели, качаются на ветвях и чистыми нежными голосами зовут подруг: "Кума! Кума! Приходи!" Они водят хороводы, поют, хохочут.

Девок и молодых женщин не любят, и если увидят такую вечером в лесу, нападают на нее, срывают одежду и ветками гонят прочь из леса. Мужчину с хохотом окружают, снимают и рвут одежды, пока совершенно не разденут. Потом сзади хватают за подмышки, щекотанием приводят в хохот и щекочут до тех пор, пока он не падает в обморок. Тогда его, осыпая поцелуями, берут на руки, и невидимками приносят в дом и кладут на постель. Русалки не защекочут, если на одежде спереди и сзади закреплено острое железо - иголки, булавки, или если на грудь и спину надето по кресту. В этом случае русалки будут заигрывать так, чтобы сбить оберег - чтобы иголка сама выпала или крест съехал в сторону.

Русалии не просто играют в свое удовольствие, хотя игра и доставляет им радость. В это время, ими формируется дух - жизненное начало, которое мягко разливается по земле и впитывается ею. Это жизненное начало приводит к прорастанию семян, появлению зеленых стеблей трав и листьев. По окончании этого дела, царица русалий - Лель собирает их, трубя в рог. Без ее согласия русалки не могут бросить свою работу и заняться бездельем, например, защекотать или напугать человека.

На четвертый день русальной недели молодежь идет в лес встречать русалок, водит хороводы в честь Лели, вешает на деревьях венки и рубашки для русалок. По случаю русалий устраивались обильные трапезы со свининой, говядиной, курами, яйцами. При этом в лесу, на перекрестках дорог, у воды русалиям оставляли угощения - мед, хлеб. На русальной неделе русалки бывают не только в лесу, но и в деревнях. Там они пугают людей, ловят детей и щекочут.

В конце русальной недели, творческая работа русалий заканчивается, и их пребывание на земле становится исключительно праздным. Тогда собирается народ и с криком - гони русалок, со звоном в косы и щелканьем кнутов бросаются на русалок, которые бегут в поле и соседние деревни, где их тоже гонят. В иных местах русалок провожают честно - с песней и обливанием друг друга водой, с хороводом вокруг высокой девицы в рубашке и в венке. Проводы русалок происходят ночью при свете луны или костров. При этом часть деревенских девок переодевается русалками. Они, как и русалки, в этот последний день всячески шкодничают, так что русалки принимают их за своих. Из деревни в дальние леса гонят со звоном или выпроваживают с песней именно этих девок, но вместе с ними выходят и настоящие русалки. Важной задачей девок-русалок является их возвращение в деревню, к себе домой. Этого никто не должен заметить, иначе их обязаны выгнать снова. Стоит махнуть рукой на такое прилюдное возвращение, так и действительные русалки вернутся и начнут играть - хулиганить с новой силой.

Русалии своенравные, но доброжелательные духи. Они приносят счастье, от них зависит судьба урожая. Русалки - опекают новорожденных детей, оставленных на краю поля, когда женщины уходят работать. И если русалок гонят, то потому только, что великим Родом отведено всему свое время.

У южных славян в русальную неделю русалий специально приглашали на поля для хорошего урожая. Это делали подготовленные бригады или дружины русальцев. На полях и горах вместе с русалиями русальцы совершали танцы с кружением и подскакиванием до конвульсий. Легкие русалии могут легко и долго танцевать. И человек становится им желанным партнером, если способен делать тоже самое. Русальцы имели свое одеяние и свои ритуалы. Они ходили с посохами или деревянными жезлами, в которых были заключены желанные самовилам травы, (подобные жезлы имели в античности менады Диониса). Стать русальцем было не легко, для этого мало было быть своим и верить в русалий. Нужно было быть еще чистым, красивым, порядочным человеком, не иметь физических дефектов, уметь петь и танцевать с утра до вечера и уважать лидера дружины.

Русалки или русалии чисто славянские духи. В западной традиции им отчасти соответствуют эльфы, но эльфы в нашу эпоху бесстрастны и мелки, и более приближены к миру насекомых, чем людей.
От берегинь и русалий передается красота и жизненная сила. Потому русские женщины, особенно язычницы, прекрасны. По этой причине женщины носили изображения русалий в образе птиц с женскими головками на серьгах и колтах.

Изображение

Иногда русалии обращаются в равной красоты женщин, при этом их магическое знание сохраняется. В сказке, Иван Царевич, наблюдая из-за дерева купание девиц, что прилетели лебедками и голубицами - созерцает игрище русалий. Его встреча с невестой - волшебницей, красотой ненаглядной - выбор жены из мира духов и обращение ее в человека - есть высокое откровение русского язычества.


Рассказать:
АлиШа27
 

Re: МК РУСАЛИИ

Сообщение АлиШа27 » 09 июн 2016, 14:00

РУСАЛЬСКАЯ ОБРЯДНОСТЬ

Киевская летопись второй половины XII века называет «Русальной неделей» седьмую неделю после Пасхи, завершаемую праздниками Троицы (седьмое воскресенье) и сошествия Святого Духа (Духов день).

День святой Троицы — важнейший церковный праздник. Его именуют Днем сошествия Святого Духа и считают началом появления церквей. Христианская Троица пришла на смену иудейской Пятидесятнице, широко отмечаемой в Иерусалиме на 50 день со дня Пасхи.

Согласно библейским преданиям в иудейский праздник на учеников Христа, собравшихся в одной из горниц, сошел Святой Дух и наделил их знанием множества языков. С неземными возможностями апостолы отправились по свету, чтобы прославлять Бога и крестить людей новой верой.

Троицу принято отмечать торжественно и пышно. Главный символ праздника — зелень. Храмы украшают свежими травами и зелеными веточками деревьев. В церквях проходят праздничные песнопения и читают особенные молитвы. На Руси Пятидесятница появилась только через 300 лет после принятия христианства.

Сразу после Троицы в понедельник отмечается Духов день (День Святого Духа). По народным приметам в этот день земля — именинница, так что пахать, копать, боронить категорически запрещено. В этот день к божницам люди подвешивают символ Святого Духа — деревянных голубей. Православные искренне верят, что вечером Троицы на землю нисходит Святой Дух, разливаясь по полям, радуя каждую травинку и былинку, а в сам Духов день полезно походить по земле босиком. В некоторых областях в этот день крестным ходом народ обходит поля.

А вообще церковь в этот день чествует Пресвятой и Животворящий Дух, который является единосущным Отцу и Сыну Господу. Святой Дух обогащает и украшает человека, наполняет его душу любовью, радостью добром, верой и терпением. Это тот Утешитель, которого обещал своим ученикам Иисус Христос незадолго до восшествия на крест. И в первый день после Пятидесятницы на апостолов с неба действительно сошел Дух Святой. И началось распространение православия по всей земле.

В древности русалии были очень многолюдным и красочным святоднём (праздником), насыщенным разнообразными обрядовыми действами и игрищами. Обязательными атрибутами Зелёных Святок были гудьба (музыка), ряжение, пляски… Со временем, праздник видоизменился, что-то было утрачено, но, тем не менее, основа его сохранилась до наших дней.

Русалии - важный цикл обрядов связан с «проводами русалок», «яичным заговеньем», «русальным заговеньем». Проводы русалок, дарительниц влаги полям, производились в тот важный момент вегетации, когда завершилось формирование колосьев и на известный срок дожди были уже не нужны, с русалками можно было временно распроститься. Проводы русалок как обряд связаны с конями, с маскарадом, где один из парней рядится конем; на конях скачут во время праздника Купалы; иногда двое мужчин ведут лошадь в поле. Упоминаются в этнографических записях старики-русалыцики, водившие маскарадного коня.


Рассказать:
АлиШа27
 

Re: МК РУСАЛИИ

Сообщение АлиШа27 » 09 июн 2016, 14:04

ПРОВОДЫ РУСАЛОК

Праздник символического изгнания русалок в поля за деревню подальше от человеческого жилья. Русалок изображали ряженые в образах устрашающей нечестии, чучело в "бабьем" наряде или в образе ряженого коня.

Проводы (похороны) русалок
Проводы (похороны) русалок - весенне-летний обряд, во время которого происходило символическое изгнание из поселений нечисти в виде русалок, свободно разгуливавших по земле в течение предшествующего периода.
Сроки проведения обряда соответствовали мифологическому времени пребывания русалок на земле. Чаще всего проводы приурочивались к воскресенью Русальной недели или к первому дню Петрова поста, следующего за Русальной неделей. Обряд совершался также в клечальную субботу (тульск.; см. Троицкая cуббота), в Духов день (астрах.) во вторник Русальной недели (рязанск.), в день Ивана Купала (псковск). День проводов русалки в Тамбовской губ. носил название "русалкин день".

Главным персонажем обрядового действия была русалка, которую обычно изображали ряженые; она имела антропоморфный или зооморфный облик. В роли русалок могли выступать девушки и молодые женщины, мужчины, обычно молодые, реже их изображала ряженая пара: девушка и парень, женщина и мужчина, старуха и старик. В целом формы и атрибуты ряженья указывали на принадлежность русалки к миру "нежити"; и, как правило, она имела устрашающий облик. Изображая нечисть, исполнители роли русалок непременно закрывали лица: надевали маски, чернили их сажей, девушки и женщины распускали волосы, перекидывая их на глаза. Характерной чертой ряженья было ношение белых не подпоясанных одежд - рубахи-"торпища" (тамбовск.), нередко сшитой из грубой ткани, или переодевание мужчин женщинами, женщин мужчинами, при этом их нарядом служили старые рваные рубахи, порты, сарафаны. В Рязанской губ. русалка появлялась на улице верхом на кочерге, с помелом в руках. Иногда девушки и молодые женщины представляли мифологический тип русалки: своим внешним видом они подчеркивали ее молодость, красоту. Привлекательный облик персонажа создавался также за счет полного или частичного украшения участниц зеленью и цветами (брянск., саратовск.).

Изображение

Особой, часто встречающейся, разновидностью ряженой русалки была лошадь. Появление русалки-коня объясняется взаимовлиянием славянской и восточной мифологий, в последней образ коня тесно связан с водой. Согласно русским быличкам, умершие не своей смертью полные сил мужчины оборачивались лошадьми и поступали в услужение к черту/водяному. Русалку-коня изображали один или два парня/мужика; они клали на плечи жерди и покрывались сверху суровой тканью, украшенной лентами и колокольчиками. Первый из них держал в руках маску коня, которая представляла собой голову животного, изготовленную из соломы или тряпок. Вместо чучела на обернутую пологом палку с рожками насаживали также лошадиный череп, надевая на него упряжь или вешая колокольчик. Изготавливали маску коня молодые мужчины и парни, в Воронежской губ. - знающие старики; они же и "водили" русалку, т.е. одни рядились в нее, другие указывали ей дорогу.

Участников вождения называли русальщиками или русалками (воронежск., симбирск.). Среди них выделяли "погонщиков", т.е. тех, кто сопровождал - погонял - ряженого коня. В ряде мест один из погонщиков рядился в "странное" одеяние (астраханск.), состоявшее зачастую из старинной женской одежды - рубахи и поневы (воронежск.), а лицо закрывал специально изготовленной глиняной маской. В симбирском варианте обряда русалку погоняли перепачканные сажей парни - "помелешники", "кочерешники". Погонщиком мог быть подросток, посаженный на спину ряженой лошади; он держал в руках повод от упряжи.

Крестьяне, вышедшие провожать русалку, одевались, как правило, празднично. Так, в Воронежской губ. ряженных с лошадью сопровождали обыкновенно группы женщин, наряженных в старинные костюмы, которые уже не использовались в качестве бытовой или праздничной одежды. Атрибутами участников обряда, также как и русалки, были кочерга, помело, кнуты, плети, заслонки, косы.

В некоторых местах русалка изображалась в виде чучела. Его обычно изготавливали девушки, женщины или даже старухи. Основой служил ржаной сноп или кокон из сшитых тряпок с приделанными руками; готовый торс обряжали в "бабий" наряд, иногда разрисовывали лицо, обозначая нос, глаза, рот. Куклу укладывали на носилки или в гроб, покрывали кисеей или скатертью с вышитыми полотенцами, убирали цветами. Чучело несли ряженые девушки. Одна из них рядилась священником: распускала волосы, одевала на плечи старую дерюгу и размахивая в виде кадила половинкой яичной скорлупы или лаптем, другая - дьячком, третья - дьяконом. Остальные участницы были наряжены в праздничные, но не торжественные костюмы, держали в руках ветки деревьев в качестве иконы, импровизированные свечи из тростника, полыни или конопли; иногда свечи ставили по краям носилок.

Изображение

В тульском варианте обряда персонаж, изображавший русалку отсутствовал, участники обряда провожали воображаемую русалку.
Ритуальное изгнание русалок происходило вечером, нередко - в полночь. Традиционно их выпроваживали в ржаное поле, за деревню - за околицу, за лес, к реке - в места, которые осмыслялись в народе как пограничные между мирами мертвых и живых.

Центральным действием обряда "проводы русалки" было шествие с ряженым, группой ряженых или с чучелом; оно являлось непременным элементом почти всех локальных вариантов. В Рязанской губ. призыв женщин и девушек: "Пойдемте, сестры, кулеша варить" воспринимался как знак к сбору участников обряда на улице. Собравшийся народ вместе с русалкой неторопливо проходил вдоль поселения, реже по лугу или около поля. В ряде мест процессия двигалась бегом: одни участники проводов убегали, другие догоняли их. Русалка обычно шла во главе шествия, или ее окружал хоровод участников (симбирск.).

Шествия сопровождались веселыми плясовыми песнями типа: "Мы по лугу гуляли, с комариком плясали…" (рязанск.), "Да, посеяли, посеяли, посеяли девки лен. Танцы, бранцы, веретенца, вертатушки, вертата." (воронежск.), "Во лузях, лузях" (симбирск.). Реже, в основном, тогда, когда "хоронют" куклу-русалку, пели заунывные прощальные песни и голосили.

Для поведения ряженых русалок во время шествия и перед их уходом характерно стремление напугать, пощекотать, ударить плетью или кнутом, насмешить сопровождавших их лиц. Испуг участников обуславливался часто эффектом неожиданности. Спрятавшиеся в ржаном поле русалки - переодетые в торпища мужчины, дожидались проходящей мимо группы девушек и женщин и, хлопая кнутами, выскакивали из засады и бросались на женщин, стараясь ударить замешкавшихся кнутом; затем начинали преследовать разбегавшихся (тамбовск.). В Рязанской губ. ряженая русалка, подойдя к полю, резко разворачивалась и кидалась к сопровождавшей ее толпе. Подбежав к кому-нибудь, она принималась щекотать его при усиленном противодействии других участников; внезапно она бросала свою жертву и накидывалась на следующую. В Орловской губ. две ряженые русалки незаметно подкрадывались к молодежному гулянью и вторгались в него с двух сторон. Молодежь с криками: "Ах, русалки идут!" бросалась врассыпную, а русалки ловили девушек и парней и щекотали их до слез. Конь-русалка во время шествия метался во все стороны, разгонял и давил народ, пугал тех, кто сидел около своих домов и не участвовал в обряде. "Помелешники", щелкая длинными кнутами, бегали за маленькими детьми, "пугая их и приговаривая: "Не станете ли просить молока?" (симбирск.; Обрядовая поэзия. 1989. № 415). В то же время поведение русалок, их повадки, гримасы, шутки вызывали в народе смех и хохот.
Например, погонщиком обязательно выбирали подростка, который знал много прибауток и смог бы рассмешить собравшихся; его нередко называли "говорок".

Активное участие в обряде принимало все население. В Рязанской губ. ряженую русалку постоянно догоняли дети и, хватая за рубашку, за руку, приговаривали: "Русалка, русалка! Пощекочи меня" или "не щекочи меня". В Данковском у. той же губернии вышедшие на улицу жители деревни нападали на ряженных русалками девушек и гнали их с криком: "Гони русалок!" на землю соседней деревни, в то же время, по пути им чинили разнообразные преграды. По тульскому обычаю, крестьяне бегали по полям, каждый из них махал помелом, отгоняя воображаемую русалку; при этом громко кричали: "Догоняй, догоняй!". В Спасске Рязанском участники проводов устраивали борьбу. Они разделялись на две части: одна из них стремилась отобрать кукол-русалок, которых женщины другой группы держали в руках и старались защитить. В действия участников входили традиционные приемы изгнания нечистой силы. К ним относится и создание шумового эффекта. Участники громко играли на музыкальных инструментах - гармонях, балалайках, дудках, гремели трещетками, били в заслоны, в косы, тазы, щелкали кнутами, по выходу из деревни стреляли холостыми из ружей.

Изгнанные ряженые русалки какое-то время прятались в жите, в соседних деревнях или в лесу; затем снимали с себя элементы ряженья и, оставив их тут же, возвращались обратно, стараясь не попадаться на глаза гуляющему народу. Русальный конь на глазах всей публики валился на бок, задирал вверх ноги, изображая смерть. Ряженые скидывали с себя маску с пологом, а народ бросал ее в реку, или, разорвав чучело по частям, раскидывал их по сторонам; глиняные маски провожатых также разбивали. Череп лошади "погребали" - бросали за деревней в яму, где и оставляли до следующего года. Соломенную или тряпичную куклу оставляли в поле на меже (саратовск.), сжигали на костре, заранее приготовленном детьми (рязанск.), разрывали на куски с последующим разбрасыванием или сжиганием. В Воронежской губ. считали, что русалку необходимо сжечь, а пепел зарыть в земле. Перед уничтожением русалку нередко раздевали, забирая домой полотенца и ленты от свечей. Сохраняли также деревянный остов коня, вилы, на которых держалась голова, и узду.

Зачастую проводам предшествовали и сопутствовали всеобщие гуляния, во время которых водили хороводы, устраивали игры и общие трапезы, пели песни. В Симбирской губ., когда процессия выходила за околицу несколько девушек и женщин брали в руки шесты - "лутошки", по которым ходили наиболее смелые девушки, приплясывая и подскакивая.

Во многих местах соблюдался обычай обливать друг друга водой. Это могло происходить во время хороводного шествия с русалкой (саратовск.); в Спасске Рязанском обливали друг друга водой противостоявшие группы участников, при этом они также кидались песком. В Тульской губ. существовал ритуал обязательного омовения в реке на рассвете после совершения обряда. Тульчане этот обычай связывают прежде всего с тем, что запрет на купание в связи с уходом русалок прошел.

В Рязанском уезде участники обряда должны были перепрыгивать через костер, на котором сгорала русалка. Считалось, что каждый перескочивший предохранялся тем самым от болезней, злых духов и колдунов.
В Астраханской губ. вождение русалки-лошади сопровождалось девичьим обрядом скидывания венков в реку, который также можно рассматривать как один из вариантов изгнания русалок, т.к. венок часто ассоциировался с русалкой (см. Троицкий венок, Завивание берез).

После того, как все русалки были изгнаны - а некоторые крестьяне утверждали, что видели, как те с плачем и воплем отбегали от селений до леса" (тульск.; Зеленин Д.К. 1916 с. 238) - все присутствовавшие провозглашали: "Теперь мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить!" (рязанск.), и гулянья продолжались. Лишь в некоторых местах участники проводов возвращались домой в полной тишине (симбирск.) или даже в унынии (рязанск.).

В народной интерпретации проведение обряда объясняется желанием избавиться от столь опасного существа как русалка, вселяющего в людей страх. Так, жители Воронежской губ. говорили, что, "если не бросают [в поле русалку], то русалки всю лету будут тращать (старщать, пугать)" (Обрядовая поэзия. 1989. № 414). В то же время ритуальное оставление в ржаных полях или рядом с ними чучела-русалки обуславливало, с народной точки зрения, лучший рост хлебов. Обливание водой осмыслялось как призвание дождя в летний период (саратовск.).

Таким образом, проводы русалок можно рассматривать как изгнание, выпроваживание из пространства, освоенного человеком, русалок, в которых видят души умерших. После выполнения основных своих функций - благоприятного воздействия на урожай и на жизнь общины в целом, необходимо было удалить ее подальше, или, вернее, вернуть обратно на тот свет.

Обряд был известен на территории Астраханской, Воронежской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Саратовской, Симбирской губерний. Он бытовал здесь под названиями "водить русалку", "провожать русалку", "хоронить русалку", "прогонять русалку". В Нижегородской, Пензенской, Саратовской губерниях обрядовое действие, дословно совпадавшее с одним из вариантов русальных проводов, осмыслялось как прощание с весной и именовалось "проводами весны". Термин "провожать русалку" употребляли также по отношению к праздничному дню, отмечаемому в южнорусских губерниях по поводу ухода русалок. В этот день устраивались угощения в складчину, в котором нередко участвовали только женщины (тамбовск.), веселые гуляния с хороводами, песнями, плясками или обливания водой (тамбовск.).


Рассказать:
АлиШа27
 

Пред.След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2