Йоль - история праздника, приметы, обряды, стол

Йоль - история праздника, приметы, обряды, стол

Сообщение Arina » 20 дек 2016, 18:46

Изображение

"И вновь истошно лают в ночных небесах свирепые псы одноглазого Одина, вновь мчит, обгоняя снежную бурю, его восьминогий конь Слейпнир, вновь следует за ним толпа безумных призрачных всадников, что зовется у смертных Дикой Охотой. В слепой ярости несутся через хмурое зимнее небо сумрачные охотники, загоняя гончими псами свою диковинную добычу: призрачного ли кабана, белогрудую ли деву, или же древесную фею — Деву Мхов, точно пронизывающий зимний ветер гонит, сорвав с ветвей, остатки омертвелой осенней листвы. Горе тому, кто встретит Дикую Охоту на своем пути, ибо он последует за ней и более никогда не найдет пути обратно в мир живых. А ночи длинны в середине зимы, и только тепло очага защитит жителя земли от свирепых ловчих небес." Йоль пришел! Хвалите Одина, славьте Солнце!
Источник: http://chippfest.blogspot.ru/2013/12/blog-post_20.html
Warning! Права на публикацию материалов сайта находятся под охраной © plus.google.com


Рассказать:
"Славянские руны" на Литрес. Скидка 10% по https://www.litres.ru/arina-veshtica/sl ... 1b8dea0fd2
Аватара пользователя
Arina
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 5112
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Йоль - история праздника, приметы, обряды, стол

Сообщение Arina » 20 дек 2016, 19:37

Изображение

Йоль
Долгий мрак и стужа - Святки,
Ночь-солнцеворот.
Звёзды, заигравшись в прятки,
Прыгают на лёд,
Капли чистого свеченья
Сеет звездопад.
От миндального печенья
- Сдобный аромат.
Пахнет мёдом и корицей
Красное вино,
Снег под окнами искрится
Блёсткой пеленой.
Под котлом в камине пляшет
Юркий огонёк.
Добрый эль в старинных чашах,
С кроликом пирог,
Ветви падуба и ели
В пурпурной тафте,
В золотистой канители
- Вдоль карнизов стен.
Шум весёлого застолья
И костры в саду...
Древние обряды Йоля
Помнят и блюдут,
Чтобы ясное светило
Не смогло уснуть,
Не забыв, поворотило
На весенний путь.

Смирнова Екатерина


Рассказать:
"Славянские руны" на Литрес. Скидка 10% по https://www.litres.ru/arina-veshtica/sl ... 1b8dea0fd2
Аватара пользователя
Arina
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 5112
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Йоль - история праздника, приметы, обряды, стол

Сообщение Arina » 20 дек 2016, 19:47

Солнце уходит в полынью. Диск опускается в тёмную воду, и льды смыкаются над ним. Первый снег ложится на тонкую плёнку. С самого Самайна Солнце светит едва-едва. Сквозь дымку искр даже в самый ясный день. И с каждым днём всё глубже уходит от нас тепло, всё полнее власть ночи и холода. Мелькнуло солнце и скрылось. Обозначило промелькнувший день коротким росчерком. И вновь Ночь. Королева среди ночей. Зимняя Йольская Ночь. Воздух полон звона, звуков, песен ветра.
Изображение
Йоль один из самых значимых и самых священных праздников колеса года. В течении тринадцати ночей Йоля все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и альвы (эльфы?) беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров. Тролли совершенно обычны в это время, особенно в Исландии, но и во всей Скандинавии есть множество рассказов о бандах троллей, которые вламывались в дома людей, чтобы отпраздновать свой собственный праздник, выгоняя хозяев-людей прочь.

В “Саге о Хрольвве Жердинке” (Hrólfs saga kraka) женщина-альв является к королю Хельги на Йоль, и он зачинает от неё дочь, которая со временем становится причиной смерти Хрольва. Альвы курганов особенно активны в это время, и их часто видят путешествующими от холма к холму. Считается, что посмотрев внимательно на холмы и камни, где они живут, можно увидеть, как они пляшут, празднуюя Йоль. Те же из людей, кто часто общается с Иным Миром, могут на время покинуть свои тела, чтобы присоединиться к всадникам Дикой Охоты (oskorei — наездники Асгарда, в рядах которых встречались даже различные исторические фигуры или герои местных легенд, например, Дитрих Бернский в Германии, Датские короли Вольдемар и Христиан II, Френсис Дрейк в Англии), или же стать оборотнями-вервольфами или воплощением различных существ, которые бродят по земле во время Йоля.

Но Йоль - также время величайшего празднования и радости, ведь на Йоль весь род, живые и мёртвые, собирается вместе, с уверенностью, что как Солнце восстаёт из периода глубочайшей тьмы, так когда-то подобное же возрождение ждёт и нас. Anne Stokes.

Дух Йоля Йоль (или Йюль) – праздник возвращения Короля Дуба. Юный Король, властитель и олицетворение светлой половины года торжествует над Королём Остролистом (Королём Падубом). Светлый Король Дуб правит от Йоля до Литы, с самой длинной ночи года до самого длинного его дня. День его возвращения – праздник семьи и семейных уз, домашнего тепла.

Происхождение слова “Jul” («Juletid», «Yuletide») теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к древненорвежскому слову "hjól", или кельтскому "hweol" – «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает “время поворота”, “поворот года”, “время жертвоприношений” или “темное время”. И это не единственная версия этимологии этого слова. Некоторые даже связывают это название с одним из хейти (исл. heiti, "замена имени") Одина - "Йольнир" — «человек Йоля». Другие роднят его с древнеримским кесарем Юлием Цезарем: уж очень созвучно его имя с названием праздника! Скажете, вот уж точно бред. На что я вам отвечу: А как же Астерикс и Обеликс? Сначала зададут перцу римлянам, а потом празднуют Йоль.

По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют “Ночи духов”, что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, как брешь между двумя годами, где нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершится жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.

В древности у англосаксонских племен Йоль начинался за ночь до зимнего солнцестояния (в 2016 - 21.12.16).

По свидетельству Беды Историка, эта ночь называлась “Мать всех ночей”. В эту темнейшую из ночей Богиня становится Великой Матерью и снова рожает. И это создает совершенное поэтическое ощущение, что в самой длинной ночи зимы, «темной ночи наших душ», возникает новая искра надежды, Священный Огонь, Свет Мира, Coel Coeth (большой праздничный костер в Ирландии).

Это - день рождения нового Солнечного Короля, Сына Бога - независимо от того, каким именем вы решаете назвать его. Но если раньше, судя по всему, она была посвящена ритуалам, связанным с дисами (женскими божествами родовспоможения и судьбы) и Фригг, то сейчас это скорее вечер “в кругу семьи”.

Однако, самая важная ночь Йоля – это, конечно же, зимнее солнцестояние, самая длинная ночь года, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали “костер Йоля” и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь – ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира.

Заканчивается Йоль на “двенадцатую ночь” (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) – то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).


Рассказать:
"Славянские руны" на Литрес. Скидка 10% по https://www.litres.ru/arina-veshtica/sl ... 1b8dea0fd2
Аватара пользователя
Arina
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 5112
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Йоль - история праздника, приметы, обряды, стол

Сообщение Arina » 20 дек 2016, 21:47

Изображение

Фактически, тот же праздник Рождества всегда был более языческим, чем христианским, с его ассоциациями – скандинавскими гаданиями, кельтскими обрядами плодородия и римским митраизмом. Вот поэтому как Мартин Лютер, так и Джон Кальвин ненавидели его, пуритане отрицали его, значительно менее активно праздновали его (для них никакой день года не мог быть более священником, чем суббота), и поэтому в Бостоне он даже был объявлен вне закона!

Праздник был слишком уж тесно связан с рождением древних языческих богов и героев, многие из которых (подобно Эдипу, Тесею, Геркулесу, Персею, Ясону, Дионису, Аполлону, Митре, Гору и даже Артуру) обладали историями рождения, смерти и воскресения, которые были неудобно близки к самому Иисусу. И для того, чтобы усугубить вопрос, многие из них передатировали христианского Спасителя.

На западе была традиция, что Мария родила младенца Иисуса двадцать пятого числа, но никто не мог, кажется, решить о месяце. Наконец, в 320 н.э., католические отцы в Риме решили сделать это в декабре в попытке объединиться с римским праздником Митры и кельтскими и саксонскими праздниками Йоля. Зная это, Восточная (православная) Церковь продолжала отвергать 25 декабря, предпочитая, чтобы "подвижная дата" устанавливалась их астрологами согласно луне.

К 529 году, это был гражданский праздник, и все работы или общественные дела (кроме поварских, пекарских или любых, которые содействовали праздничным удовольствиям), были запрещены императором Юстинианом. В 563 Совет Браги запретил пост на Рождество, а четырьмя годами спустя Совет Тура провозгласил двенадцать дней с 25 декабря до Крещения как священный, праздничный период.

Рождество в средние века было не единственным днем, но долгим двенадцатидневным периодом с 25 декабря по 6 января. Фактически, Двенадцать Дней Рождества. Таким образом, несмотря на свое сомнительное начало (свыше трех столетий никто не знал когда, предположительно, родился Иисус!), 25 декабря, наконец, начало становиться популярным.

Конечно, христианская версия о распространении праздника во многих странах гласит, что оно происходило никак не раньше, чем само христианство, что означает, что «Рождество не праздновалось в Ирландии до последнего пятого столетия; в Англии, Швейцарии, и Австрии до седьмого; в Германии до восьмого; и в славянских странах до девятого и десятого». Но этим странам вполне хватало собственного собственных Йоля в середине зимы.

Задолго до того, как мир услышал об Иисусе, язычники отмечали сезон сожжением йольского бревна, загадывали на него желания, и зажигали его от остатков прошлогоднего бревна. Загадывались и отгадывались загадки, практиковалась магия и ритуалы, кабаны приносились в жертву и поглощались вместе с большим количеством напитков, соломенных кукол носили из дома в дом с песнопениями, проводились обряды плодородия (девушки, стоящие под побегом омелы, подвергались кое-чему большему, чем поцелую), и по гаданиям определяли наступление весны. Многие из этих языческих обычаев, естественно в "причесанном" виде, вошли в рождественский праздник, но большинство священников не понимают или не помнят их происхождение.


Рассказать:
"Славянские руны" на Литрес. Скидка 10% по https://www.litres.ru/arina-veshtica/sl ... 1b8dea0fd2
Аватара пользователя
Arina
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 5112
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Йоль - история праздника, приметы, обряды, стол

Сообщение Arina » 20 дек 2016, 22:04

Следующий день считался «днем судьбы» — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось известное суеверие - «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи». А самые сильные слова те, что сказаны в эту ночь.

Заметим, впрочем, что, по мнению некоторых историков, в древние времена германский Йоль отмечался на несколько дней позже, нежели христианское Рождество. Так, в Норвегии “Двенадцатая Ночь” (“Кнутов день”) приходилась на 13 января; некоторые считают, что “Двенадцатую ночь” отмечали 14 января по современному календарю. Однако большинство современных общин Асатру, тем не менее, предпочитают совмещать Йоль с христианским праздником Рождества и зимним солнцестоянием.

Существуют также версия празднования Йоля на первой полной Луне после Зимнего Солнцестояния, таким образом он празднуется аж до начала февраля. Есть еще мнение, что Йоль празднуется 3 дня до даты солнцестояния и три дня после.


Рассказать:
"Славянские руны" на Литрес. Скидка 10% по https://www.litres.ru/arina-veshtica/sl ... 1b8dea0fd2
Аватара пользователя
Arina
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 5112
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Йоль - история праздника, приметы, обряды, стол

Сообщение Arina » 20 дек 2016, 22:13

Изображение

Йоль — Ночь Солнцестояния, самая длинная ночь в году. В её честь проводился большой праздник, так как средневековые германцы ожидали возрождения Короля Дуба, Солнечного Короля, Дарующего Жизнь, который согревал замёрзшую землю пробуждал жизнь в семенах, хранившихся в её лоне всю долгую зиму.

На полях разжигали костры, а урожай и деревья благословляли, распивая пряный сидр. "Perchten", ряженые. Верхняя (Южная) Германия Христиане тратили много времени, чтобы уберечься от Воинства Одина и других существ, что приходят в период Йоля. Фейльберг описывает, как норвежцы помещают над всеми дверями своих домов и амбаров кресты из соломы, рябины и других материалов, кидают сталь во все источники и колодцы, и кладут на подоконниках и дверных косяках ножи лезвием вверх.

Исландцы, однако, сохранили обычай, который, вероятно, был ближе к древнему: обычай "приглашения альвов в дом" (bjóða álfum heima). Хозяйка дома должна была подмести везде, затем осветить все темные места в доме. Затем она выходила и трижды обходила вокруг жилища, говоря: "Те, кто хочет прийти – приходите, те кто хочет остаться – останьтесь, те кто хочет уйти – идите, но мне и моим не вредите". Эта форма обычая рекомендована современным Асатруа. Для тех же, кого беспокоят тролли и злонамеренные призраки, рябина и знак Молота Тора могут быть наиболее подходящей защитой.

Позволю себе небольшое лирическое отступление и напомню финальную часть циклического мифа о боге и богине: на Самайн бог умирает и, открывая дверь между мирами, уходит в залы Арианрод, в чертоги мертвых. Богиня в дни Самайна делится на две ипостаси – молодая, плодородная ее часть идет за мужем в потусторонний мир, а на земле остается Мать Холодов - богиня-старуха, воплощение смерти и разрушения. В залах Арианрод «живая» часть богини соединяется со своим мужем, Королем Остролиста, и зачинает нового бога, будущего Короля Дуба. Это период безвременья, ожидания, это время перехода между закончившимся уже, по сути, старым солнечным годом и еще не начавшимся новым. На Йоль приходит пора родов, - ночь, предшествующая дню солнцестояния называется Модранехт, - материнская ночь, ночь матерей или даже Мать Всех Ночей, - и богиня-старуха, Владычица Холодов, рождает молодого солнечного бога-младенца, олицетворяя принцип рождения жизни из смерти, или же порядка, появляющегося из хаоса. В ту же ночь новорожденный Бог светлой части года начинает битву со старым королем, своим отцом, за право остаться в мире живых, и через дюжину дней и ночей побеждает его, а с его победой начинается светлая половина года.

По этим самым двенадцати дням и ночам после Йоля, пока идет битва между двумя королями, гадали о будущем (на двенадцать грядущих месяцев) – это как славянская, так и западно-европейская традиция.

День, наступающий за Материнской ночью, считался «днем судьбы»: все, что было сделано и сказано в этот день до захода солнца, определяло события всего грядущего года.

Двенадцатая ночь (собственно, тринадцатая, если учитывать Модранехт) считалась своеобразной кульминацией «гадательных дней» - и не было более верных снов, предсказаний, знамений, чем явленных в эту ночь. Двенадцатая ночь – время слов, и каждое слово, произнесенное в этот день, имеет особое значение. Считается, что произнесенные в двенадцатую ночь обет или клятва – нерушимы, а слова заклинаний и заговоров действуют как никогда эффективно.

В сказке Дети ходили из дома в дом с подарками в виде гвоздики, яблок, и апельсинов, которые лежали в корзинах из ветвей вечнозелёных растений и стеблей пшеницы, посыпанных мукой. Яблоки и апельсины представляли солнце, ветви символизировали бессмертие, стебли пшеницы изображали урожай, а мука означала успех, свет и жизнь. Падуб, омела и плющ были украшением не только снаружи, но и внутри домов, чтобы пригласить природных духов принять участие в празднике. Ветку падуба хранили около двери весь год как постоянное приглашение счастливой судьбе посетить обитателей дома.


Рассказать:
"Славянские руны" на Литрес. Скидка 10% по https://www.litres.ru/arina-veshtica/sl ... 1b8dea0fd2
Аватара пользователя
Arina
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 5112
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Йоль - история праздника, приметы, обряды, стол

Сообщение Arina » 20 дек 2016, 22:18

По традиции, проводились пение рождественского гимна, благословление деревьев, сожжение йольского полена, украшение йольского дерева, обмен подарками, поцелуи под омелой.

Йоль вообще празднуется весело и шумно, чем сильнее общее веселье, чем ярче и выше огонь ритуального костра, чем больше гомона – тем больше вероятность, что празднующие люди помогут отогнать все зло, которое может помешать рождению молодого Бога. Очень важно в эту ночь дождаться рассвета (уж особенно, если ночь была звездной, а утро – ясным) и поприветствовать новорожденное Солнце.

В то время, когда рождается новое, в Модранехт, все узлы должны быть развязаны, все путы сняты. Помните об этом, отмечая Йоль – те, кто празднует, должны быть легки и свободны от привязок и фиксаций, копившихся целый год. Для того, чтобы избавиться от них – есть время между Самайном и Йолем, а божественная Старуха поможет своим серпом.

Фруктовые деревья играли особенно важную роль во время Йоля. В "Книге сельской жизни Старой Англии" Рой Христиан рассказывает, как в Кархамптоне и других деревнях Западной Стороны в Старую Двенадцатую Ночь (17 Января) “селяне собирались в круг вокруг большой яблони в выбранном саду. Кусочки тостов, пропитанные сидром, вывешивались на ветвях для малиновок (англ. robin, возможно – дрозд или пенка), которые представляют “добрых духов” дерева.

Предводитель пирующих произносит заклинание и стреляет залпом из ружья, паля по веткам, что бы спугнуть злых духов. Затем дереву произносят здравицу сидром и песнями заклинают приносить больше фруктов”.

В Дании народ выходил на улицу и тряс фруктовые деревья, затем обвязывал соломенные ленты или венки вокруг их стволов: таким образом они гарантировали хороший урожай фруктов на будущее лето. Шведы разбрасывали крошки и остатки от Йольского угощения вокруг своих плодовых деревьев.

Когда мы вдумаемся в значение яблока и плода вообще, это становится не слишком странным: для плодовых деревьев особым признаком была жизнь через смерть, яблоко воплощало надежду на возрождение и семя, приносящее душу в род. Приносящие плоды деревья таким образом рассматривались как почётные члены семьи – как Семейное Древо (англ. Bairn-Stock – букв. Детский Ствол) – в это священнейшее из всех времён.

Те, у кого нет плодового или орехового дерева для праздника, могут подвешивать яблоки на свое Йольское Дерево и провозглашать здравицу подобным же образом.

Когда время Йоля заканчивалось, существовало много обычаев “изгнания Йоля”. Если какое-то пиво оставалось в бочонке, его следовало выпить как “глоток на сон” (англ. sleep-draught, ср. русское “на дорожку”, “на коня” и т.д.). Йоль мог прогоняться колоколами или хлестанием березовыи прутьями. Это служило знаком окончания священных ночей и возвращением к обычной жизни), это так же прогоняло любых троллей и привидений, которые могли б захотеть остаться, после того как прошло их время.


Рассказать:
"Славянские руны" на Литрес. Скидка 10% по https://www.litres.ru/arina-veshtica/sl ... 1b8dea0fd2
Аватара пользователя
Arina
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 5112
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Йоль - история праздника, приметы, обряды, стол

Сообщение Arina » 20 дек 2016, 22:28

Символика Йоля — йольское полено, вечнозелёные сучья и прутья, падуб, плющ, повешенный на двери, золотые свечи, корзины с фруктами, украшенными гвоздиками, кипящий котелок с элем, молочай, рождественский кактус. Наконец - йолка.
Изображение
Одной из традиций Йоля, перешедшей в христианское Рождество, стало вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.

Дерево Йоля является южно-немецким обычаем (почти несомненно имеющим языческие корни), который достиг Скандинавии только в последнем столетии. Эдред Торссон напоминает, что это дерево первоначально было подобно живому Родовому Дереву, которое было всего лишь срезано и принесено в дом, когда стало небезопасно вешать на деревьях дары альвам и идис прилюдно.

Ранее упомянутое описание даров лапландцев для “народа Йоля” позволяет выдвинуть следующую теорию: дерево было центром священного праздника, средством свершения жертвоприношения богам/богиням и духам так же как и само было могущественным существом, которому приносились жертвы. В современном Асатру многие видят в дереве Йоля дерево семейное (англ. kin-tree – дерево родни), точно так же многие рассматривают его как воплощение Мирового Древа, так что иногда увенчивают его орлом и помещают змея или дракона у его подножия.

Йольское дерево украшают любыми имитациями ягод (теми же елочными украшениями): особенно подходят яблоки, орехи и нитки клюквы. Игрушки в виде рога изобилия или виноградной грозди – залог дома-полной чаши и полных чаш, что пьются во славу богов и духов в Йольскую ночь. Среди украшений традиционно всегда присутствует Солнце и Луна, символы Бога и Богини, света дневного и ночного. Звёзды (на нитках или зажимах) окружают йолку мерцанием и дерево будто парит в темноте между мирами, становясь символом Мирового Древа Иггдрасиля.

Дословно «Иггдрасиль» означает «скакун Игга» (Игг — один из эпитетов Одина), имя Мирового Дерева представляет собой типичный для эддической поэзии кеннинг, т.е. разновидность метафоры, характерная для скальдической поэзии, а также для англосаксонской и кельтской. Существует мнение, что имя указывает на эпизод добычи рун Одином, когда он провисел, пригвождённый к Мировому Дереву, девять суток (аналогичный кеннинг для виселицы — «скакун висельника»). Так же вешают лошадей и других священных животных, и небольшие кораблики. Печенье или некрупные хлебцы в форме животных тоже весьма подойдут для вывешивания как дары священным существам.

В знак связи с поколениями предков и потомков, как символ душ празднующей семьи на йолку вешают ангелов или другие крылатые фигурки, лучше всего маленькие изображения лебедей. Не забываем и про посиделки фей на ветках: в западном фольклоре символами фей хвойных лесов часто были еловые шишки (зачастую в сказках собранные шишки превращались в монеты).

Не так давно было принято прикреплять свечи на ветки ёлки. Это всё ещё иногда делается в Германии, но это довольно опасно, особенно если иметь дело со срезанным деревом в доме, так что такая практика не рекомендуется: обычные электрические гирлянды служат своей цели достаточно хорошо. Небольшие свёртки-подарки и традиционные стеклянные шары - символы наших желаний, которые мы загадываем в самую длинную ночь. Как пишет П. Кампанелли о шарах: "Столетиями их использовали для защиты от «дурного глаза». Принцип их действия прост: они отражают злые чары и дурные намерения, они возвращают их «отправителю». Маленькие шарики размером в два-три сантиметра, надеваемые на цепочку и носимые на шее, служат великолепными защитными амулетами, хотя и могут выглядеть странно, если надевать их не во время святок.

В качестве елочных украшений в период зимнего Солнцестояния эти блестящие стеклянные шарики улавливают свет новорожденного солнца и направляют его обратно, действуя как магический инструмент для повышения энергии солнца. Эта идея получила полное развитие, когда в простом стеклянном шарике стали делать геометрически правильное углубление, позволяющее улавливать и отражать свет, будь то чистый белый свет возрожденного зимнего солнца или мягкий, теплый свет свечей."

Подарки же, подкладываемые под дерево, символизируют с одной стороны подношение от семьи к своим предками и эльфам (это те, кто подсовывает подарок под елку), с другой стороны - это символ подарков семье от всяких иных существ (особенно для тех, кто с утра заглядывает под елку и находит себе подарок). Практика класть подарки семье под Деревом Йоля в доме так же возвращает нас к самым ранним упоминаниям обычаев, связанных с деревьями.

"Заканчивается Йоль 1 января. Следующий день считался “днем судьбы” – все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше “как Новый Год встретишь, так его и проведешь”).

Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время “Двенадцатой Ночи”; и самые сильные слова – те, что сказаны в эту ночь.

Йоль – это "мать всех ночей ", а сам праздник посвящен дисам. Дисы – это норны и валькирии. Норны, в скандинавской мифологии – низшие женские божества, определяющие судьбу людей при рождении и помогающие при родах. А валькирии, в отличие от норн, участвуют в определении только судьбы воинов в битвах. В дом для украшения приносят ветки вечнозеленых деревьев (или цельные деревья). Все венки и вечнозеленые украшения интерьера должны быть завершены до наступления ночи, предшествующей Йолю.

Йольское дерево украшают любыми имитациями ягод, лентами. Подарки важно класть именно под йольское дерево, а не куда-нибудь еще."


Рассказать:
"Славянские руны" на Литрес. Скидка 10% по https://www.litres.ru/arina-veshtica/sl ... 1b8dea0fd2
Аватара пользователя
Arina
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 5112
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Йоль - история праздника, приметы, обряды, стол

Сообщение Arina » 20 дек 2016, 22:35

Изображение
Церемониальному йольскому полену отводилось главное место в празднике. Сожжение Йольского полена возникло в древней традиции Йольского огня, который зажигался, чтобы дать жизнь и силу солнцу, которое по поверьям возрождалось в Зимнее Солнцестояние. В соответствии с традицией полено должно быть взято с земли владельца дома (найдено в течение двенадцати часов перед Йолем) или принято в подарок… но ни в коем случае не куплено. Принесённое в дом и установленное в камине, оно украшалось сезонной зеленью, поливалось сидром или элем и посыпалось мукой. Полено горело всю ночь (его поджигали от кусочка дерева прошлогоднего полена, которое специально сохранялось), затем тлело следующие 12 дней, а после церемониально вынималось.

Ясень — традиционное дерево для йольского полена. Это священное дерево тевтонцев, ассоциируемое с мифическим древом Иггдрасиль (Yggdrasil). В некотором смысле это оберег против злых сил. Но в Исландии этой традиции не придерживаются.

Изображение

Создание и украшения Йольского полена - красивая языческая традиция. Конечно, в идеале после ритуала полено следует сжечь, но в наше время немногие могут выбраться зимней ночью на природу и далеко не у всех в домах есть камины. Впрочем, если вы живете за городской чертой, проведение этого ритуала не вызовет особых затруднений. Городским же жителям, придется провести этот ритуал без последующего сжигания.

По Поллин Кампанелли, "Чтобы изготовить такое полено, раздобудьте обычное полено с корой. Затем необходимо расколоть полено пополам, чтобы оно могло лежать на плоской стороне, или немного обтесать его с одного бока ровно настолько, чтобы придать ему устойчивость. Убедившись, что оно стоит прочно, просверлите в верхней его части два или три отверстия диаметром по 2 см для свечей. В городе такие поленья можно приобрести в цветочном магазине... Важная часть традиций, связанных со святочным поленом, состоит в том, что зола этого полена хранится весь год в качестве амулета защиты и плодородия, а несгоревшая часть полена вновь используется при разжигании огня для святочного полена на следующий год. Конечно, это полено не превратится в золу; наоборот, оно может храниться годами, накапливая магическую энергию. Огарки свечей тоже можно хранить в течение года как амулеты, а на следующие святки зажигать с их помощью новые свечи." Для того, чтобы украсить йольское полено нужны свечи белого, красного и зеленого цвета, ветки вечнозеленых растений, остролист и омела, а так же фигурки фей, символические изображения луны и солнца

Полено перевивается алыми и зелёными лентами. Алые ленты символизируют женское жизненное начало: пока женщина может оставить на белом снегу алые следы, всегда есть надежда на то, что она возродит жизнь. Зелёный цвет лент – символ торжества жизни. Из лесов зелёных в зелёном венке пожалует на празднество Король Дубовых Листьев. Священное полено зажигается первым и часть праздничного ужина готовится либо на нём, либо после того, как оно сгорит. Сейчас Йольское Полено – атрибут алтаря, его украшают свечами и празднуют Йоль в их свете (кстати, отсюда пошла и традиция украшения ёлок свечами, а в последствии и гирляндами огней). Но даже если Полено пылает в очаге, небольшой кусочек его сохранят всегда: это лучший оберег и защита всего дома на будущий год. Зажигая свечи на полене, можете спеть что-то вроде:
"Пусть горит Святочное полено.
Пусть добро войдет сюда.
Пусть будет пшеница для xлебa,
А бочки наполнятся вином."

Травы, традиционно используемые для украшения алтаря, пространства вокруг магическогокруга, и всего дома: лавр, восковница, чертополох, кедр, ромашка, вечнозеленые растения, ладан, мальва, можжевельник, омела, мох, дуб, сосновые шишки, розмарин, шалфей, падуб, плющ, яблоки,апельсины, лимоны.

Фрезер в "Золотой ветви" описывает европейскую традицию святочного полена (как правило, дубового, но оно могло быть и ясеневым, и буковым), вырубание которого и внесение его в дом производилось с большим пиететом, поджигал его в очаге глава семьи, и оно постепенно прогорало. Иногда в огонь подливали немного бренди или вина, бросали крошки хлеба и зерна кукурузы, монетки. Потом такие монетки отдавали детям на счастье (Д. и С. Копф). Пепел и головешку такого полена хранили и после следующего праздника, когда прогорало новое полено, пепел старого полена разбрасывали по полю в течение 12 дней, чтобы обеспечить урожай. В Германии обуглившееся полено хранили и в случае грозы клали обратно в очаг – считалось, что в дом, в очаге которого горит рождественское полено, не ударит молния. (Можно посчитать, что это связано с тем, что дуб - дерево божества грозы). Считалось также, что головня от такого полена предохраняет дом от грозы и нечисти (и от ведьм тоже :-), может лечить болезни у людей и скота, обеспечивать урожай. В Англии, где также существовал обычай святочного полена, считалось, что зажигать новое полено нужно от остатков головни старого. Этот обычай сохранился местами в Восточной Европе (у сербов, албанцев)

В славянских странах тоже бытовала традиция йольского полена – оно называлось бадняк. Как правило, Бадняк вырубается из дуба. Впрочем, бадняк мог быть не только поленом, но и корягой, пнем – хотя суть от этого не изменялась. Во времена христианизации на нем стали вырезать крест, что условно оправдывало языческий ритуал в христианский период, либо обливали полено маслом (елеем, вином, медом), подразумевая, что это кровь Христова. В принципе, в традиции йольского полена присутствует момент посланника-жертвы: тот же бадняк иногда считали одушевленным, придая некоторые антропоморфные черты (например, бороду), его поили, кормили, украшали лентами, осыпали зернами из отложенной на сев части урожая, и сжигали в рождественском пламени – огне нового солнца – чтобы солнце дало свою силу и полям, и скоту, и людям, чтобы урожай был богат, животные здоровы, а люди – сильны
Последний раз редактировалось Arina 20 дек 2016, 22:39, всего редактировалось 1 раз.


Рассказать:
"Славянские руны" на Литрес. Скидка 10% по https://www.litres.ru/arina-veshtica/sl ... 1b8dea0fd2
Аватара пользователя
Arina
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 5112
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Йоль - история праздника, приметы, обряды, стол

Сообщение Arina » 20 дек 2016, 22:46

Изображение
Хотя Последний Сноп был обычаем праздника Урожая (или, как вариант – Зимней Ночи), специальные связки так же выставлялись во время Йоля “для птиц” – иногда на вершинах фруктовых деревьев. Этот обычай бытовал в Норвегии, Швабии, и на крайнем юге Германии.Так как Последний Сноп особо связан с духами мёртвых, как и практика вывешивания даров на деревьях, возможно, что эти вязанки – "Снопы Йоля" сперва служили дарами богам/богиням и духам, которые могли являться принять их в форме птиц (особенно ворон и воронов).

Что касается "голубя мира" на яйце со стеблем ячменя в клюве – символ того, что у крестьянина должен быть изобильный год. Дидух (дідух, дід, дідок, коляда, колядник, квітка (цветок)) — это дедовский дух, т. е. всех предков рода — украинское рождественское украшение, символ урожая, благополучия, богатства, бессмертия предков, оберега рода. Дидух является одним из древнейших культов украинской рождественской обрядности. Дидухом называют все то, что хозяин и его старший сын первыми приносят на Сочельник в дом — ржаной, пшеничный или овсяный сноп, который ставится хозяином в красный угол, вокруг него старшим сыном или хозяином на пол и на стол под скатерть стелется солома и сено. Существуют две версии, почему 6 января с первой Рождественской звездой люди заносили в дом «хлебное дерево». По одной из них, когда на поле заканчивалась жатва, а крестьяне собирали урожай - это было настоящим праздником. Чтобы отметить радостное событие, люди несли с поля домой последний обжиночный сноп. Говорят так же, что когда Иисус Христос родился в яслях, то было очень холодно. В стене Иосиф нашел щель и закрыл ее снопом из соломы. С тех пор существует обычай на Святую ужин застилать пол в доме сеном и ставить на первом месте в углу дидух - символ уюта и тепла. Дидух ставили на почетное в доме место - под образами.
Изображение


Рассказать:
"Славянские руны" на Литрес. Скидка 10% по https://www.litres.ru/arina-veshtica/sl ... 1b8dea0fd2
Аватара пользователя
Arina
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 5112
Зарегистрирован: 24 авг 2016

След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1