Arina » 13 фев 2018, 13:27
Все дохристианские праздники славян были приурочены к астрологическому ходу времени. Весна начиналась тогда, когда она начиналась согласно положению светил, а не тогда, когда люди договорились встречать ее. Собственно, и сейчас времена года, мало подвержены влиянию мнения людей. Солнце встает тогда, когда встает, и в том градусе над небосводом, в каком считает необходимым, подчиняясь законам Мироздания. Просто века назад, человек был не столь заражен гордыней, впечатлившись своей разумностью, а был действительно мудр и жил без противопоставления себя Природе. Не устраивал с ней войн и не величал себя "всемогущим царем-покорителем".
В стародавние времена Комоедица начиналась страшно. Действительно страшно, потому как люди считали, что Зима - Мара может напоследок наслать им несчастья и беды. Вот и начиналась Комоедица - канун "передачи ключей" от зимы лету с обряда гонения коровьей смерти и создания обережного круга вокруг селения.
Природа все еще пребывает в ледяном сне, и только одинокий Велес Коровин, наигрывая на своей волшебной дудочке, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину — «коровью смерть», но никак не может одолеть. Да и люди в этом противостоянии на стороне Велеса и стараются облегчить ему "жизнь", ведь кое-что они и сами могут сделать.
День начинался с того, что женщины пили крепкий мед и били мужей приспособлением для прядения. Попросту - доской. Эти действия были зачином. Ну а после, крепкая женщина, нарекалась повещалкой и именно она обходила селение с упреждением: всем женщинам собраться там-то, а всем прочим: "Сидеть по домам затворив окна створнями и носа на улицу не совать. Всю скотину запереть в хлевах, дворы закрыть на засовы". Затем, собравшиеся женщины умываются ключевой водой, утираются рушником, который подает старшая женщина и с криками и шумом идут за околицу селения. В руках женщин в этот день оказывается все, что может быть тяжелым и громким. Домашняя утварь, предметы обихода - все, чем можно нанести тяжелый удар.
Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть» и ей одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами, трижды опахивают селение «межеводной» бороздой.
Женщины, несмотря на мороз, выполняют все действия в одних рубашках, простоволосыми и горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Встретившегося бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть». В стародавние времена попавшихся навстречу часто забивали насмерть. По окончании шествия происходил обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся «Велес, сшиби рог с зимы!» ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает «рог с Марены». И вот уже только после этого начиналось гулянье и блинов поедание. А первый испеченный блин уносили в лес, комам. Так и говорили: Первый блин - комам! - Лесному Хозяину да душам предков.
Рассказать: