Чем для кельтов была смерть
Друиды одни из первых пропагандировали доктрину реинкарнации души человека. Душа – это главное составляющее в любом человеке, и она совершенно не зависит от бренной телесной оболочки. Только от души зависело, какое тело получит она в последующей жизни. Кельты верили, что душа может переселиться как в живое существо, так и организм, который не умеет дышать, например, в растение или камень.
В реинкарнацию верили многие, но для кельтского верования существовал ряд значительных отличий. В отличие от буддизма, где переселение душ было подобно блужданию слепых огоньков, для кельтов переселение не было бесцельным. В конце пути душа могла обрести спасение.
Путь для всех душ был различной длины. Для кого-то короче, для других длиннее. Поэтому, даже если телесная оболочка души в этой жизни вела неправедный образ жизни и нарушала основные законы бытия, ее ни ждало никакое подобие ада. Максимальное наказание – отбрасывание на один уровень назад. Уровни эти в общем-то неясны. Возможно, душа начинала путь в камне, а, может, первоначально она была растением или даже животным. Приоритеты сейчас расставлять трудно, да и неизвестно, были ли они. Так или иначе, душа, которая оступилась в этом круге, возвращалась на предыдущий или вновь воплощалась в последнем образе. Каждый кельт мог задуматься, убивая какое-либо, существо о том, что в нем может быть заключена душа умершего близкого человека, или о том, что когда-нибудь и он будет бегать в образе животного. Поэтому для каждого кельта, особенно друида, как представителя класса жрецов, была так важна духовная связь человека и окружающего мира: животного и растительного.