Oбряды друидов
В кельтских странах имена младенцам давали друиды. Имя обычно выбирали в связи с какой-либо особенностью или знаменательным обстоятельством, имевшими отношение к рождению. Кроме того, имя, как правило, включало в себя упоминание о чем-нибудь возвышенно-божественном: Эсунерт — «обладающий силой бога Эса», Даголит — «приверженный священному обряду» и т. п.
Друиды давали имена не только людям; их заботам были также предоставлены кони, коровы, деревья, источники, реки и озера, холмы, города.
Обряд наречения младенца сопровождался предсказанием его будущего. В зависимости от открывшихся перспектив друид налагал на жизнь маленького человечка запреты и табу, призванные скорректировать неблагоприятные предзнаменования.
Ритуальные запреты, какие, разумеется, имели право налагать только друиды, назывались гейсами. Гейсы относились к числу средств, которыми друиды умело манипулировали, чтобы подчинить жизнь своих соплеменников, включая и друидов рангом пониже, целой системе строгих правил.
Эти правила имели характер закона и выражались в целом ряде религиозных символов; а в них друиды, прошедшие хорошую школу лесного образования, ориентировались лучше крестьян или, например, воинов.
Скажем, кому-то было предсказано, что он примет смерть от пса. Ясно, что такой человек всю жизнь избегал встречи с запретным животным. Тем более мог достаться гейс и похуже — кто-нибудь не должен был слышать звуков арфы и не имел права охотиться на птиц.
Бывало, что человек всю сознательную жизнь избегал путешествовать в повозке с ярмом из ясеня, переходить посуху определенную реку или останавливаться на постоялом дворе.
Генсы, налагаемые на короля, были, как правило, сложны и многочисленны. Иногда верховный король Ирландии не имел права:
• возвращаясь домой, обращать правый бок своей повозки в сторону столицы, а левый — в сторону другого сакрального центра;
• охотиться на зверей определенной местности;
• покидать пределы столицы каждую девятую ночь;
• проводить ночь в доме, где огонь после захода солнца светит наружу и виден снаружи;
• идти вслед за тремя людьми в красном, направляясь в дом человека, «одетого в красное»;
• допускать кражи во всем королевстве;
• принимать в одиночку хоть женщин, хоть мужчин;
• вмешиваться в ссору между двумя своими слугами и т. п.
Считалось, что нарушение гейса может привести к несчастью или даже смерти.
В обязанности друидов входило и руководство обрядом «Священной Весны». Этим ритуалом сопровождали уход группы юношей или девушек из родной общины с целью образовать дочернее поселение в другом месте.
Строители империи
Зимой голые кусты боярышника,
Летом здесь рос шалфей, кричали перепела
Вся земля вдоль реки плодородна
На три тысячи миль, и обрывы из глины
Рута, медвежья трава по берегам
И множество птиц гусей и следы
Медведей, лосей, волков и бизонов –
Без счета, так, что не видно за пылью…
Арчибальд Макл1 Перевод М. Зенкев