Петух, глашатай дневного светила, громко и радостно поющий ему хвалу при первых проблесках зари, естественным образом является эмблемой солнца, света и духовного возрождения после замогильного мрака ночи. В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость, мужество и надежность, а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. Ограничившись только этими значениями, мы получили бы портрет идеального мужчины, если бы не высокомерие, надменность, задиристость и похотливость, также присущие нашему голосистому герою. Все эти грешки, впрочем, лишь придают его портрету больше жизни. Достаточно взглянуть на них под другим углом зрения, чтобы недостатки легко превратились в достоинства: высокомерие и надменность — в гордость, задиристость — в воинственность, а похотливость — в неотразимую мужскую сексуальность и притягательность.
В мифологии петух символизирует надежного бдительного стража, бесстрашного борца с силами зла и тьмы. Солнечный воин вооружен буквально с ног до головы, ведь на ногах у него — острые шпоры, на голове — красный боевой шлем с гребнем, а вместо меча — разящий клюв-чекан. Выступая в авангарде светоносного воинства, он, словно подбадривая себя, хлопает крыльями по бокам и издает громкий боевой клич, заслышав который нечисть, даже не принимая боя, обращается в паническое бегство. Устрашенные призраки спешат развеяться по ветру, чумазые черти всем скопом ныряют в тихий омут, а вампиры и упыри суетливо упаковываются в гробы.
Бдительный и храбрый воин, наделенный к тому же редким даром предвидения, будучи вознесен на крышу и посажен на спицу или шпиль, превращается в идеального часового. Золотой петушок-флюгер из пушкинской сказки исправно показывал царю Додону то опасное направление, откуда следовало ожидать «…иль набега силы бранной, иль другой беды нежданной». Петух с золотым гребнем из скандинавских мифов надежно охранял Биврест, мост-радугу, соединявший землю с чертогами богов. Арес, греческий бог войны, приходя на тайное свидание с прелестницей Афродитой, ставил на страже своего слугу Алектриона, чтобы тот будил влюбленных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разгневанный Арес превратил его в петуха, справедливо полагая, что в этом обличье нерадивый слуга будет гораздо лучше исполнять свои обязанности. Кроме Ареса, солярная птица верой и правдой служила Аполлону, Афине, Аттису, Гермесу, Асклепию и другим античным богам.
В китайской мифологии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком мировом дереве фусан в долине Тангу, считается символом ян —мужского начала во Вселенной. Чудо-петух трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, когда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз — когда светило достигает зенита, и третий раз — на закате. На его крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с горы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах аналогом золотого петуха-первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебного дерева джамбу, растущего на срединном материке Джамбудвипа.
Не все мифические петухи так уж хороши. Совершенно безупречны лишь священная белая и золотая солнечная птицы, а вот пестрая обладает сомнительной репутацией. Красный петух, как символ огня, довольно-таки опасен. «Пустить красного петуха» — значит устроить поджог, а подобные деяния вряд ли совершаются с добрыми намерениями. О черном петухе и говорить нечего — уже сама мрачная расцветка изобличает в нем прислужника Сатаны. Черных петухов держат в хозяйстве только ведьмы да колдуны, а грузинские злые духи кудиани разъезжают на них верхом и творят черные дела. Даже чернокожие негры побаиваются черноперых кочетов, опасаясь темного чародейства с их стороны.
Ко второй группе неблагонадежных относятся так называемые «кривцы» — птицы, сбившиеся с пути истинного. Словно сойдя с ума, они начинают голосить во все горло в самое неподходящее для того время — среди бела дня или после полуночи, приводя в замешательство и людей, и духов. Таких петухов-шизофреников суеверные хозяева немедленно пускают под нож, так как пение кривца, по их мнению, предвещает беду или чью-то смерть.
Опасны также птицы, достигшие 7— 9 лет. В этом преклонном возрасте петухи якобы ни с того ни с сего начинают вдруг нести яйца. Яйца не простые, и вовсе не золотые, а попросту дрянные, таящие в себе эмбрион демонического существа. Согласно белорусским поверьям, яйцо, снесенное старым петухом, колдуны носят под мышкой с левой стороны. Если чародей при этом умудрится не раздавить его в течение полугода, то из яйца вылупится змееныш-домовой. Литовцы полагали, что подобным образом можно вывести и приручить огненного змея Айтвараса, способного принести хозяину кучу денег. При желании можно взять и продуктами. Хуже всего, если в роли наседки выступит пучеглазая болотная жаба — тогда из петушиного яйца выведется чудовищный василиск с головой петуха, туловищем жабы и змеиным хвостом, убивающий все живое ядом своего страшного взгляда.
В религии язычников петухи часто использовались в качестве жертвы. При жертвоприношении было необходимо строго соблюдать цветовой режим. Добрым богам жертвовали белых птиц. Древние греки, желая исцелиться от болезни, посвящали белого петуха Асклепию, а литовцы резали его собрата во славу Вайжгантаса, чтобы обеспечить богатый урожай льна. Галагону, осетинскому богу ветра, следовало даровать только красного петуха, а хтоническим (подземным) богам — черного. Побаловаться курятинкой были не прочь и злые духи, поэтому славяне, пытаясь их умаслить, душили черных петухов для водяного, банника и прочей нечисти. Французские ведьмы выходили по ночам на перекресток с черным петухом под мышкой, чтобы предложить свой дар самому Люциферу.
Обряд жертвоприношения петуха ради получения богатого урожая широко практиковался и в древности, и в Средние века, и даже в Новое время. В Кастилии и Галисии, например, в дни масленичного карнавала «петушиного короля» подвешивали на веревке и торжественно зарубали саблей, сопровождая экзекуцию декламацией шуточных стихов. В Германии, Словакии и Болгарии петуха, считавшегося воплощением духа хлеба, обезглавливали серпом во время праздника жатвы. Потоки жертвенной крови несчастных птиц проливали как язычники, так и христиане, даже невзирая на то, что в этой религии петух символизирует солнце, свет и возрождение. Мало того, в христианстве петух ассоциируется с проповедником, возвещающим о восходе солнца истинной веры, а первая утренняя молитва, звучавшая в католических монастырях на заре, получила название «Gallicinium», т.е. «Пение петуха».
На Востоке отношение к петухам более последовательное и гуманное. В митраизме и маздеизме наш герой, олицетворявший солнце, был главным атрибутом Сраоши, сына и посланника светлого Ахурамазды. О высоком статусе солнечной птицы в иранской религии красноречиво свидетельствует уже тот факт, что скипетры шахов и жезлы жрецов — атраванов нередко увенчивала драгоценная фигурка петуха.
Священным признается петух и в синтоизме. Храмовая птица пользуется здесь абсолютной свободой, добровольно выполняя при этом почетную обязанность: подобно мусульманскому муэдзину, она зычным пением созывает верующих на молитву. Глубочайшее уважение снискал у японцев уже древний предок петухов, сумевший выманить из темного грота скрывавшую свой светлый лик богиню солнца Аматэрасу — главу синтоистского пантеона и прародительницу японских императоров.
Чтят петуха и даосы, но вот в буддизме ему досталась не самая лучшая роль. Эмблема петуха, изображенная внутри дурного колеса сансары, олицетворяет собой земные плотские желания, кои и не дают человеку вырваться из замкнутой цепи перерождений, влекущей его по пути бесконечных страданий.
Древняя иконография представляет, целую галерею любопытных образов, так или иначе связанных с петухом. Абраксас, змееногий гностический повелитель небес и времени, изображен с петушиной головой на человеческом теле, а даосский «великий единственный» бог Тайи, наоборот, с человеческой головой на петушином туловище. Фригийский бог молодой луны Мен в облике ребенка скачет верхом на петухе. Воинственность индуистского бога войны Сканда подчеркивает эмблема петуха на его знамени. Наиболее оригинально и даже забавно выглядит литовский бог ветра. Вейопатис двулик, подобно римскому Янусу, и крылат, как греческая Ника; руки его разведены в стороны, рты широко открыты, а на голове восседает петух.
В христианской иконографии петух стал эмблемой отречения и раскаяния апостола Петра. О причине такой символики единогласно поведали все четыре евангелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр успеет трижды отречься от него, «прежде, нежели пропоет петух». Так все и случилось. Когда Христос был схвачен и доставлен к первосвященнику Каиафе, апостол не только троекратно отрекся от учителя, но и побожился, что не знает его. На рассвете, когда запел петух, Петр вспомнил о пророчестве Иисуса и залился слезами раскаяния. С тех пор петух стал его неизменным атрибутом и постоянным укором.
Несмотря на то что благочестивый вестник зари принадлежал в качестве атрибута и другим святым — Галлунусу и Витту, в христианском аллегорическом искусстве петух иногда персонифицировал один из семи смертных грехов — Похоть. Что ж, сам виноват, развратник, не надо было кур топтать. Только вот вопрос: откуда бы тогда взялись яйца? И что же в конце концов первично: курица или яйцо? А может быть, петух?
ПетухВ китайской астрологии петух входит в дюжину духов-символов животного цикла летоисчисления, именуемых в совокупности «Шиэр Чжи» —«12 Земных Ветвей». Если верить восточным гороскопам, человек, рожденный в год петуха, отважен, самонадеян, консервативен и всегда режет правду-матку. Но вот кого ему резать не следует, так это петухов, и от курятины придется отказаться — для него это табу. Не стоит гневить духа-покровителя, легкомысленно дожидаясь того момента, пока жареный петух не клюнет. Пребольно и в самое неподходящее место.
В эмблематике Франции петух обосновался давным-давно. Еще древние римляне прозвали далеких предков французов «галлами» («петухами») за их вспыльчивый и задиристый характер. Меткое прозвище прижилось и, по-видимому, даже понравилось его обладателям, а впоследствии французский король Карл VIII (1483—1498) утвердил изображение петуха-галлуса в качестве официальной государственной эмблемы. Несколько веков галлус был символом Франции, а в эпоху Великой французской буржуазной революции даже воцарился в гербе государства. Правда, ненадолго. Наполеон Бонапарт, реставрировав монархию, променял его на птицу более высокого полета — на императорского орла. С тех пор рейтинг былой национальной эмблемы заметно упал. В XX веке галлуса частенько изображали в виде карикатуры, высмеивая авантюризм, заносчивость, задиристость и непомерное самомнение французских политиканов. Но в наше время ему нашлось более достойное применение — петух-галлус неожиданно обрел себя в спорте, превратившись в эмблему Национального Олимпийского Комитета Франции.
В классической геральдике петух символизирует воинственность и храбрость. Мужество, решимость и готовность к бою демонстрирует бодро шагающий красный петух в историческом гербе Валлонии, а его африканский собрат из современного герба Кении не только марширует, как солдат, но еще и совершенно недвусмысленно размахивает топориком. В сравнении с ними отечественные геральдические петухи выглядят куда более миролюбиво. В российских городских гербах они являются не воинственной, а мирной «говорящей» эмблемой (например, в гербе г. Петушки).
Петух – солнечная птица (изображение-оберег, Китай, XX век)
Петух – это бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность. Вестник зари, символ Солнца и духовного возрождения. Эти его качества превалируют над гордыней, высокомерием, похотью, также ему присущими. У римлян означает «третью стражу времени»: между полуночью и утренней зарей. Петух – защитник от всякого рода зла. Считается, что ночные призраки и нечисть исчезают с первым криком петуха. Красный петух отводит пожар от дома, а белый – привидений. Восточные славяне перед вселением в новый дом запускали туда петуха. Если он благополучно проводил ночь, то можно было вселяться.