Обереги животного происхождения

Модератор: Helga

Обереги животного происхождения

Сообщение Helga » 16 мар 2015, 16:00

ЖИВОТНЫЕ
БАРАН. Бараньи бабки или лодыжки оберегают от ишиаса. Ставят на границах своих владений шесты с воткнутыми на них бараньими головами, обращенными на восток, для предохранения скотины от падежа. На Ярилин день на меже закапывали «бараний лоб» и кости – от града (Белоруссия).
БАРСУК. Полоски шкуры барсука пришивали на переносье конской узды, чтобы уберечь лошадь от порчи и сглаза.
БОРОВ (Свинья). Мошонка борова, привязанная к дверям конюшни, защищает лошадей от колдовства. Два кабаньих клыка, соединенные в виде полумесяца, вешали на коней, для защиты их от сглаза. Свиной хрящ кладут в колыбель, чтобы уберечь дитя от полудницы.
ВЕРБЛЮД[1]. Книга «Лечебник»: «…от кикимор в доме положить верблюжью шерсть, когда суседка (тож кикимора) давит – лечба та же, шерсть с рясным ладоном клади под шесток».
ВОЛК. Высушенное волчье сердце носят, как оберег от разных болезней, как знак, придающий храбрость, а также дают носить больным эпилепсией. Волчий зуб помещают в кормушку для скота, чтобы скот не терял аппетит. Над колыбелью вешают волчий зуб – от босорки, от сглаза. Коготь волка зашивают в одежду ребенка – от сглаза; волчий зуб носят как амулет. Волчью голову насаживали на кол, воткнутый на пасеке, чтобы пчелы лучше роились и были защищены от дятлов и мышей. Чтобы уберечь пчел, на «леток» улья вешают когти и зубы волка, выставляют в пчельнике волчью голову; чтобы пчелы давали больше меда, их окуривали кончиком волчьего носа; чтобы пчелы были сильнее чужих пчел, вставляют в “леток” улья высушенную гортань волка.
Сквозь волчью гортань смотрят, чтобы вызвать у себя чувство ненависти. Волчий хвост носят при себе – от болезней, вывешивают его на конюшне – как оберег. Кусок волчьей кожи зашивают ребенку в шапочку, а коню в недоуздок. Кусок волчьей шкуры зашивают в одежду детям, страдающим эпилепсией (падучей). Если у женщины умирают дети, ей следовало носить пояс из волчьей кожи; воины, кидаясь в бой, надевали шапку или накидку из волчьей кожи.
Книга «Лечебник»: «А кто око волчье носит на себе под шапкою, не изымет того человека ни которая порча»; кто «носит на себе волчею ногу, в кожу зашив, к тому ж добро»; «Аще кто правое око вольчье носит на себе, то никакий зверь тебя не двигнет и разбой страшится и не видит его».
ВЫДРА. Яички выдры-самца носят как оберег от сглаза.
ЕЖ. Для защиты от богинок, давящих человека во сне, на ночь кладут на грудь шкурку ежа. Для отгона нечисти обивают шкуркой ежа топор, с которым ходят приглашать гостей на свадьбу (Словения). Сердце ежа носят как оберег от болезней, а морду ежа пришивают к шапке или к одежде на плече – от сглаза.
ЖАБА (ЛЯГУШКА). Лужичане, для защиты от ведьмы, мазали порог хлева жабьим жиром. Как оберег от лихорадки, в нашейном обереге носят засушенную голову лягушки. Носимая при себе жаба в роговой оболочке, защищает от порчи.
ЗАЯЦ. Шкурку и уши зайца подкладывали в колыбель ребенку для крепкого сна. Хвост и голова зайца используются как оберег от нечисти. Заячью лапку бросают в кротовую нору, чтобы избавиться от кротов. Носимые вместе ножки зайца и селезенка черного дрозда, избавляют своего владельца от страха. От сглаза, на пасеке вывешивают заячью шкурку.
ЗМЕЯ. Шкурку золотого ужа насаживают на длинный шест, относят домой и держат в чулане – для счастья. Выползок змеи носят при себе – для богатства, от сглаза, от укусов змей. Беременная женщина носит кусочек змеиной кожи, как оберег от нечисти. На шее носят обережный мешочек со змеиной кожей или высушенной и истолченной головой змеи – от лихорадки. Молодые, отправляясь на венчание, тайно захватывают с собой змеиную чешую, найденную в лесу и засушенную – от порчи.
Если носить в кармане язык белой змеи, всегда будешь иметь деньги. Когда хотят выиграть суд, кладут себе под язык кусочек языка змеи, пойманной до Ярилина дня. Если человек вплетет в шнур язык змеи, убитой на Ярилин день, и опояшется им, то ему не будет равного по силе. Если в ствол ружья воткнуть жало или голову ядовитой змеи, то ружье станет стрелять без промаха. Змеиные яйца берут с собой на войну, для защиты от пули. В шапку или одежку ребенка зашивают оберег – сердце, извлеченное из живой змеи. Как сильный оберег, носят при себе хвост гремучей змеи (Македония). Согласно сербским поверьям, чтобы отвадить летающего змея-любовника, нужно иметь при себе жир сожженной змеи.
КОЗА, КОЗЕЛ. Чтобы уберечься от нечисти, беременная женщина носила с собой рог дикой козы. На воротах вешают козлиные черепа – для защиты скота. Чтобы домовой не гонял кур, их окуривают козьей шерстью; чтобы утихомирить гнев домового, перед жильем зарывают череп козла.
КОСТИ. Скот прогоняли через костер, на котором жгли кости палых животных. Чтобы избавиться от зубной боли, в огонь бросали три кости, найденные на дворе.
КОТ, КОШКА. Поскольку кошка ныне воспринимается исключительно, как домашнее животное, получение оберегов из частей ее тела, может показаться изуверством. В этом случае, не следует забывать, что мы излагаем сведения о старинной обережной магии, почерпнутые из научных этнографических источников. Шкурку кошки носили за пазухой, когда ходили туда, где водятся змеи; чтобы не ужалила змея, ложась спать, шкурку кошки клали на грудь. Нижняя челюсть черного кота, задушенного и сваренного на Коляду, может сделать невидимым. Чтобы заполучит кость-невидимку, следовало живьем сварить черного кота, которому исполнилось 7 лет, 7 месяцев и 7 дней, и брать в рот каждую его кость, глядясь в зеркало – когда попадется нужная кость, отражение в зеркале исчезнет[2].
КОРОВА (БЫК-ВОЛ, ТЕЛЕНОК). Согласно поверьям, чтобы не заблудиться, при себе следовало иметь коровий помет. Вештиц отгоняют, сжигая в очаге рога животных, а на Купалу или Ярилин день, на хлева и овчарни кладут воловьи черепа. При появлении градовых туч, им навстречу бросают воловьи рога, чтобы тучи поворотили назад (Югославия). Вешают воловьи черепа перед домом – от сглаза. На шестах перед входом в конюшню выставляют бычьи головы (Сербия). Книга «Лечебник»: «Аще на прю идеши, и ты держи у себя рог с мозгом одношерстного вола, и кривым судом не осудят».
КРОТ. Сердце крота носят при себе вместе с чистотелом, чтобы побеждать в спорах и иметь удачу во всех делах, успех в торговле, в судах, чтобы одолевать врагов и избавляться от неприятностей. Чтобы обеспечить дому счастье и благополучие, под порогом дома закапывают мертвого крота (Польша). В Заонежье в качестве оберега носили засушенного крота. Лапу крота (иногда, исключительно правую) носят как оберег, зашивают ее ребенку в шапку, пришивают к ней, к одежде (на плече) или вешают на шею – от сглаза. Девушки вплетают себе в волосы правую переднюю лапу крота – от сглаза. Если путник найдет на дороге крота, отрежет ему переднюю лапу и положит ее себе в карман, то в пути у него все будет благополучно. Удача всегда и во всем будет сопутствовать тому, кто откусит у крота лапу, и будет носить ее при себе.
ЛАСКА. Вешают в хлеву шкурку ласки, чтобы она «отвлекла» 9 болезней, а также прибивают ее к дверям – «в качестве спасительного амулета».
ЛИСА. Лисий язык считается оберегом, дающим смелость (Богемия).
ЛОСЬ. От головной боли носят перстни из рога лося. Книга «Лечебник»: «У живаго лося урезать правые ноги копыта, и коли носишь его на руке, то никогда на человека зла не придет»; «Еще у живого лося у правыя ноги урезати копыта, и сделати перстень, и коли хошь носити на руке перстень или два, то николи не придет на того человека никоторая злая пригода, ни злый дух».
ЛОШАДЬ (КОНЬ). Для исцеления от лихорадки, под подушку больного кладут конскую голову или надевают на него конскую кожу. На пасеке вывешивают череп коня – от сглаза, для защиты своих пчел от чужих, насылаемых злыми людьми. На Ярилин день ищут конскую голову, и, отыскав, сажают ее на кол посреди двора, для спасения скота от падежа. Для защиты скота, на воротах крепят конский череп. Чтобы ласка не пугала скотину – в хлеву вешают «голову с коня». Защищая скот от вештицы, на Купалу или на Ярилин день, на хлева и овчарни кладут конские черепа. Чтобы «белая баба» не вошла в дом, под крыльцом зарывают кобылью голову. Для того, чтобы плотина стояла крепко и водяной не разорял ее в половодье, в нее закапывали кобылью голову (Украина). Чтобы не заблудиться в лесу, при себе следовало иметь конский помет.
МАМОНТ (СЛОН). Не хочу сказать, что славяне застали мамонтов в землях Сибири, но, тем не менее, мамонтова кость считается «чудесным талисманом, застраховывающим от болезни и напастей». В Архангельской земле бусину из слоновой кости носили при себе, для защиты от дурного глаза.
МЕДВЕДЬ. Лапу медведя вешают во дворе, а голову на конюшню – от лихого домовика; в том же помогает и медвежья шерсть. Медвежьим салом мажут лоб, чтобы иметь хорошую память. Правый глаз медведя вешают на шею ребенку – для храбрости. Клыки медведя носят как оберег, а когти затыкают в стену хлева. Медвежий череп помещают в пчельнике, для сохранения пчел от сглаза. Когти и шерсть медведя используют как оберег от сглаза и порчи.
На углах хлева или конюшни вешают медвежью шерсть, когти, голову, чтобы скот велся хорошо, был сыт и гладок, не боялся домового и чужого глаза. Книга «Лечебник»: «Аще хощеши, чтобы скотина у тебя велас, и ты вноси во двор медвежию голову, и вкопай в землю среди двора»; «Аще кто вяжет медвежьи ноги в плат и носит на собе – отгонит всякую болезнь огневую». Каргопольские охотники говорили: «Медведя убьет охотник, да когти нельзя от медведя отдавать. Никому нильзя отдавать – удачи в будущем не будет. Коготь носят даже – не видали? – коготь медведя даже носят как этот… амулет».
МЫШЬ ЛЕТУЧАЯ. На шейном обереге носят высушенную летучую мышь – от лихорадки. Крыло или голову летучей мыши зашивают в одежду и носят ее как оберег. Летучую мышь носят при себе от сглаза, для счастья и здоровья. Кусок кожи летучей мыши зашивают в ворот тем, кто идет на войну – от пули. Носят под мышкой левой руки глаз летучей мыши, чтобы спастись от нападения разбойников. Прибивают летучую мышь к дверям – от ведьминого прихода, чтобы отвратить болезни и всяческие несчастия. Вешают в конюшне – от сглаза, в хлеву – от ведьмы. От сглаза, к рогам коровы привязывают в тряпке выколотые глаза живой мыши. Для того, чтобы люди любили тебя, следует носить при себе кровь летучей мыши. Игрок никогда не проиграет, если к его руке прикреплена красная нить с сердцем летучей мыши.
ОЛЕНЬ. Оленьи рога прибивали к дверям торговых заведений, на крыши домов. Чтобы домовой не портил непонравившуюся ему скотину, прибивабт на дворе олений рог (Костромская губ.).
ОСЕЛ. Беременные женщины носят пояса, сделанные из ослиных хвостов (Сербия).
СОБАКА. Кость от черной собаки оберегает ребенка от ведьмы (Далмация). От волков принято закапывать в дверях хлева голову собаки, загрызенную волками, или совершать обход с этой головой вокруг деревни, а после повесить ее на шест или на забор. Собачью голову крепят над входом в хлев.
РЫСЬ. На Русском Севере, как оберег носят на шнуре коготь с пятого, большого пальца рыси: «Один мужчина рысий коготь носит на шее. От сглазу, наверное». Рысий коготь брали на суд, чтобы смягчить приговор; охотники носили коготь, чтобы уберечься от хищника и иных опасностей на охоте; моряки брали с собой в плаванье, чтобы не утонуть.
ХОРЕК. Носящий при себе сердце хорька вместе с чистотелом, будет иметь успех в торговле и в судах.
ЧЕРЕПАХА. Яйца черепахи снимают порчу. Женщины носят в волосах лопатку черепахи – от порчи и сглаза (Болгария). От нижней части черепашьего панциря отрезают кусочек величиной с монетку, который носят под мышкой слева, как амулет (Босния).

ПТИЦЫ
АИСТ. В постель и в одежду кладут перо аиста – от блох.
ВОРОН (ВОРОНА). В хлеву (конюшне) вешают убитую ворону, для отпугивания нечисти (черта, ведьмы, домового), чтобы они по ночам не мучили скот. Убитых ворон вешают на пасеке для сохранения пчел от сглаза. Чтобы уберечь цыплят от ворон, в гнездо подкладывают вороньи перья. Чтобы ружье било без промаха, смазывают его дуло кровью ворона.
ГУСЬ. Невеста во время венчания должна иметь при себе кусочек гусиной кожи и перья – на счастье. В колыбель, чтобы ребенок не кричал, «крыло з гуся чи с куркы кладэм» (Белоруссия).
ДРОЗД. Если селезенку черного дрозда соединить с ножками зайца, то получится оберег от страха. Носить при себе.
ЖАВОРОНОК. Тот, кто станет носить при себе ножки жаворонка, никогда не будет преследуем, враги его станут страшиться и он выйдет над ними победителем.
КУРИЦА. Чтобы ребенок не кричал, в колыбель кладут «крыло з гуся чи с куркы» (Белоруссия).
КОРШУН. Носящий на груди голову коршуна, будет всеми любим.
ОРЕЛ. Книга «Лечебник»: «от птиц – орел; правое ево око выняв носить под левою пазухою о укорочения царскаго гневу».
ПЕТУХ. Носят при себе левую лапу петуха, чтобы «быть неимоверно храбрым». Кость из крылышка петуха или курицы, повешенная на поясе или на шею, даст способность вовремя просыпаться. На Коляду сербы засовывают в восточную стену курятника петушиные лапы с когтями, чтобы защитить птицу от хищника.
СКОРЛУПА. В качестве оберега использовалась скорлупа освященных на празднике яиц – обрядовой пищи. В этом случае значение имела связываемая с яйцами символика целостности. На Зеленые Святки насаживают яичную скорлупу на прутики и затыкают их в капусте – от гусениц. Пастухи ели на пастбище вареные яйца, скорлупу от которых закапывали в одном месте, чтобы скот не разбегался.
СОВА. Если прибить к дверям сову, можно отвратить от дома болезни и несчастья. На воротах овина или над дверями прибивают убитых сов (или их чучела) с раскрытыми крыльями. Убитых сов вешают в конюшнях и в хлевах – от нечисти, от лихого домового.
СОРОКА. Чтобы уберечь цыплят от ворон, на дворе вывешивали убитых сорок. «И сароку вешали у сарае ат русалки» (Белоруссия). В хлеву подвешивали убитую сороку – от ведьмы. Сорока, повешенная в конюшне спасает от домового; на Украине вешают сороку в конюшне на пятое марта, чтобы «дiдьки» не ездили ночью на конях, а также 30 марта, чтобы домовик не ездил в эту ночь на конях; сороку вешают в конюшне от шута (черта), от зморы, от порчи, сглаза и колдовства. Перья убитой в первый день марта сороки, кладут под курицу, утку, гусыню, сидящих на яйцах, чтобы уберечь их от сглаза. Перья и желудок сороки используются, как оберег от порчи (Болгария).
УДОД. Желающий иметь успех в торговле и избежать обмана, должен носить в кошельке голову удода.
ФИЛИН. Когти филина носи при себе в перстнях и шейных обережках, для защиты от чародейства.
ЯСТРЕБ. Убитого ястреба прибивают на воротах овина или хлева, вешают в конюшне и в стойлах, для защиты от козней ведьм и чертей.

РЫБЫ
ЗУБАТКА. Поморы, для предупреждения заразных болезней (в особенности, холеры), вешали над входом в избу сушеную морскую зубатку.
ОСЕТР. Правый глаз осетра носят при себе, дабы быть в почете у начальства, когда пойдешь к нему. Книга «Лечебник»: «Аще кто пойдет на войну, и он бы носил правое око осетра рыбы, тогда он одолеет врагов своих»; «Чтоб пчелы велись, осетровую кость положь в улей или в борть».
СЕЛЕДКА. Четыре освященные головы селедки, положенные под углы овина, оберегают зерно от мышей (Польша).
ЩУКА. Челюсть первой пойманной щуки, вешают над входом в дом, для предохранения домашних от всякого зла, а хребтовые кости щуки привешивают к воротам, чтобы обезопасить себя от повальных болезней. Щучьи зубы носят при себе, чтобы летом не покусали змеи. Невесте под платье подвешивали щучьи зубы – от порчи[3]. Щучью челюсть клали над дверью, «чтоб не вошла болезнь». Против колотья в боках пьют воду, смытую со щучьих зубов.

НАСЕКОМЫЕ
ВОДОМЕР. Жук-водомер приносит счастье: если его выловить из воды левой рукой и носить при себе в кошельке или кармане, то это принесет удачу или даст возможность найти деньги на дороге.
ОСА. Для предохранения скота от болезней, в хлевах помещают осиные гнезда.
ПАУК. Расколоть орех, посадить в скорлупу паука и, связав орех, носить на шее – от лихорадки.
ЧЕРВЬ. Трех червей, найденных в мертвой лягушке, зашивают в одежду, как оберег от пули.


Рассказать:
Изображение

Бойся гнева терпеливых...
Изображение
Аватара пользователя
Helga
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 9332
Зарегистрирован: 24 янв 2015
Откуда: Midgard

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3