Магическое свойство семерки

Модератор: vivara2

Магическое свойство семерки

Сообщение rusalka » 21 сен 2015, 14:49

Замечали ли вы необыкновенную распространенность числа семь в наших пословицах и поговорках»? «Семь раз примерь, один отрежь», — говорим мы. «Семь бед — один ответ», «Семеро с сошкой, один с ложкой», «Семеро одного не ждут», «Семи пядей во лбу, «Семь сёл, один вол, да и тот гол, а десять урядников», «Семь пятниц на неделе», "Не велик городок, да семь воевод», «У семи нянек дитя без глазу», «Макару поклон, а Макар на семь сторон», «Семь раз поели, а за столом не сидели», «Семеро ворот и все на огород», «За семь верст киселя хлебать», («Седьмая вода на киселе», «А ты, седьмой, у ворот постой». Обратите внимание: не «шестой», что было бы более полной и точной рифмой к «постой», а «седьмой».

Поистине, приверженность наша к этому числу достойна изумления. Семерка, оказывается, не сходит у нас с языка. Она украшает собой и толковые словари, и сборники пословиц, и сказки, и научные работы — все, что угодно!

Обратимся к истокам нашей цивилизации.

Вот Древняя Греция. Семеро героев сражаются против Фив на заре ее истории; семь городов спорят за честь именоваться родиной Гомера; семь мудрецов почитаются эллинами; семь чудес света известны в странах Средиземноморья и Ближнего Востока. Когда одно из семи чудес обращается в прах — падает Колосс Родосский или рушатся сады Семирамиды, — его место занимает другое, но число чудес остается постоянным.

Имена мудрецов тоже менялись, а число оставалось, В древних свидетельствах постоянно упоминаются только четверо мудрецов: Фалес, Бианит (Биас), Питтак и Солон. Трех остальных избирали из целого списка, в котором бывало иногда чуть ли не двадцать имен. Чаще всего встречается такой перечень мудрецов вместе с приписываемыми им изречениями:

Быть умеренным — благо, как учит Клеобул из Линда.
Все обдумай наперед, так говорит Периандр, сын Эфир
Знай меру времени, так говорит Питтак Митиленский.
Где много голов — быть беде, так думает Биас из Приены.
Поручителю — горе, предрекает Фалес из Милетаа.
Познай самого себя, советует лакедемонянин Хилой.
Не увлекайся ничем, йот завет кехропийца Солона.

Закрепленная традицией мудрость семерых, как пишет об этих изречениях профессор А. С. Богомолов, послужила основой для множества рассказов, стихов, пословиц, стала своеобразной народной философией греков и частью народного просвещения. Ее жизненность и рассудительность производят неотразимое впечатление. К тому же это не почерпнутая из мифа божественная мудрость, а мудрость человеческая и для людей предназначенная.

В изречениях семи мудрецов отражается и тот «шок возникающей цивилизации», от которого пробуждается философское мышление. И хотя житейская мудрость ни у кого из них, за исключением Фалеса, не превратилась в целостный взгляд на мир, они, безусловно, стояли у колыбели древнегреческой философии.

Семерка встречает нас на первых же страницах Библии и до последних сопровождает. Потрудившись шесть дней над устроением мира, Господь благословляет и освящает седьмой день — день, когда «почил... от всех дел Своих». Семь пар чистых животных и семь пар птиц небесных, тоже чистых (нечистых — только по две пары) велено взять Ною в ковчег, ибо через семь дней начнется великий потоп. Дважды, выждав по семь дней, выпускает Ной голубя после потопа, чтобы посмотреть, не спала ли вода с лица земли. Семь коров тучных и семь тощих видит во сне фараон, а потом — семь колосьев полных и семь тонких. Семерых девиц встречает убежавший от фараона Моисей, семь дней в память об исходе из Египта полагается есть прекрасный хлеб и на седьмой год отпускать на волю раба. Иисус Навин затевает осаду неприступного Иерихона. Шесть дней подряд воины его молча обходят Иерихон по разу в день и семеро священников трубят в семь труб. На седьмой же день обход совершается семь раз подряд, семеро священников снова трубят, после чего воины восклицают все разом, и стены Иерихона рассыпаются. Семь евнухов служат цари Артаксерксу, и семь князей-советников у него. Семеро сыновей или семь дочерей рождаются то у одного, то у другого персонажа; по семи агнцев приносят они в жертву; кто богат, у того семь тысяч скота, кто замышляет недоброе, у того в сердце семь мерзостей.

Семью хлебами насыщает Иисус Христос несколько тысяч пришедших послушать его и еще семь корзин полных остается. Семерых бесов изгоняет Иисус из Марии Магдалины. Семь золотых светильников видит Иоани Богослов и семь звезд в деснице Божпей, означающий семь церквей и семерых Ангелов сих церквей. Свыше 30 раз встречаем мы семерку в одном Откровении Иоанна Богослова (апокалипсисе), а во всей Библии — более 160 раз. На втором месте (140 с чем-то) — тройка, тоже число священное, на третьем — десятка, потом двойка, потом все прочие, включая число 40, которое тогда тоже было в большом ходу (начиная с потопа, который длился сорок дней).


Рассказать:
rusalka
 

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2