Симболика чисел у народов Востока

Модератор: vivara2

Симболика чисел у народов Востока

Сообщение rusalka » 21 сен 2015, 14:32

У тюркских народов основными священными, сакральными и магическими числами являются 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 12, 77 и 99.

Число 1 символизирует Единство Вселенной и Единство Бога, Тангра. Как говорили с древних пор тюрки: «Тангра бир» — «Бог один».

Число 2 — парность и полярность всего сущего: женское и мужское начала, подобно инь-ян в китайской философии, Сак-Сок в фольклоре казанских татар, священные «Йер-Су» («Земля-Вода» в значении «родина») у древних тюрков. Дуалистическая картина мира является более ранней, нежели троичная.

Вот пример связанного с числом 3 магического приема.

Турки берут по гвоздю от трех мальчиков по имени Хасан и вручают кузнецу, который в полночь изготавливает браслет. Как только ребенок появляется на свет, ему на ручку надевают этот оберег.

В мифологии 3 иногда усиливается модификацией 33. К примеру, основатель айкидо японец Морихей Уэсиба в юношестве, кроме ритуалов очищения в водах водопадов и океанов, посчитал за счастье совершить паломничество вместе с матерью к тридцати трем священным местам в Стране восходящего солнца.

Символика числа 4 проявляется и в четырех сторонах света, и в четырех временах года, и в древнетюркском тэнгрианском кресте.

Число 4 воплощается и в булгаро-чувашских киремети-щах (алтарях): четыре стороны, четыре стены, четыре угла. Как усиливающее 4 надо рассматривать числа 8 и 12.

Культ Чингисхана учредил его внук Кубилай-хан, основатель юаньской династии, который объявил своего деда Великим предком рода монгольских каганов и соорудил в его честь святилище, названное «Восемь белых юрт». Оно находится в местности Эджен-хоро Внутренней Монголии.

Сходные понятия, в том числе и в мире чисел, есть и у родственников тюрков в свете алтайской лингвистической теории: к примеру, у японцев — «восемь углов мира», у чувашей — «восьмиугольная вселенная».


Число 5 символизирует горизонтальную проекцию Вселенной: четыре угла и центр. В Башкирии известна деревня с тотемным именем «Биштяка» — «Пять баранов».

Число 7, самое знаменитое в мире, имеет множество проявлений: «Чите Хыс» — «семь девушек» — так называется гора у хакасов, с которой связан миф о Всемирном потопе, «Жидегэн чишмэ» — «Семь родников», которые воспеваются в фольклоре казанских татар. Семь братьев-праведников, спасшихся от Всемирного потопа, есть у тюрков-алтайцев. По чувашской мифологии, Всевышний Бог Тура (Тангра) обитает в золотом дворце на Седьмом Небе, а нижний мир имеет семь ярусов.

В Японии 15 ноября отмечается праздник «Семь-пять-три» («Сити-Го-Сан»), когда девочек, которым исполнилось три или семь лет, и пятилетних мальчиков ведут в ближайший храм, чтобы помолиться за их здоровье и счастье. А в первые дни Нового года японцы обязательно угощаются жидкой рисовой кашей с приправой из семи растений: крапивы, сушеницы, петрушки, мокричника, репы и редьки. По священной книге «Кодзики» известно, что у японцев есть семь богов счастья. В некоторых японских посвящениях кандидаты должны построить мост на семи стрелах и из семи досок.

У корейцев бытовало поверье, что тот, кто в ночь первого полнолуния года пройдет семь мостов, избавляется на весь год от несчастий. Корейские шаманы использовали в своих ритуалах соединенные по семь колокольчики: их звон при камлании привлекал хороших духов и отгонял злых.

У тюркских народов довольно часто тэнгрианские обряды, обеспечивающие плодовитость, хорошо сохраняются. В восточных районах Турции бесплодные женщины носят браслет, сделанный кузнецом из семи игл или гвоздей, собранных их семи разных домов дядей по матери будущего ребенка. Причем в процессе изготовления в металл добавляют кровь петуха. Если у женщины рождается ребенок, то его называют именем хозяина или хозяйки последнего дома, из которого были получены иглы или гвозди.

В Индонезии при первом выходе с ребенком из дома его семь раз обносят вокруг очага, причем девочку — мужчина, а мальчика — женщина.

Семь сыновей имеет глава злых духов нижнего мира у якутов, Арсан-дуолай, а якутский хозяин леса Бай Бай-анай — семь братьев и сестер.

В шумеро-аккадской мифологии семерка — категория демонов, преимущественно злых. Ахурамазда, всевышний бог-свет, по преданию находился во главе иерархии семи богов. Пантеон скифов составляли семь богов. Древнерусский пантеон также имел семь божеств. Му-сульмане-исмаилиты считают, что великих пророков было семеро: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Магомет и Исмаил.

Это число священно и у евреев, воспринявших культуру шумеров и других евразийских народов. Семисвечная Менора евреев появилась как символ сотворения мира за семь дней.

В индуизме считалось, что аум, солнечный огонь, следуя за рассветом, передвигается в колеснице, запряженной семью зелеными лошадьми.

А на гербе Ингушетии от Солнца отходит семь лучей.

Семь звезд Большой Медведицы представляются у монгольских народов как семь богов.

У чувашей для усиления значимости цифра 7 часто заменяется числом 70 или 77. Особый интерес имеют представления чувашей об организации общества: создание творцом Тура семидесяти и семи народов, языков и религий, создание семидесяти и семи видов птиц, зверей, тварей, деревьев, трав, гор, рек, морей и т. п.

У восточных народов есть поверье, что для зачатия мальчика рога луны должны быть кверху и действие должно быть на седьмой день после менструации.

Узбеки в послеродовом периоде выделяли пятую, седьмую и девятую ночь из сорока дней после рождения ребенка, поэтому повивальная бабка именно перед этими ночами мазала ребенку сажей лоб, виски, под подбородком, ладони рук и подошвы ног.

У многих тюркских народов символика числа 9 близка семейным обрядам. Так, у крымских татар девять предметов — «Докузлама» — составляют подарок невесте от жениха. Считается, что это осталось от тюркского шаманства и тэнгрианства. У чувашей при освящении зерна нового урожая — чуклеме — перед началом обряда на стол выставляется ендова с пивом, каравай хлеба нового урожая и девять ковшей с пивом.

У чувашей три яруса верхнего мира, три яруса среднего мира и три яруса нижнего мира составляют вместе девять.

Девять дочерей и девять сыновей, олицетворяющих громы и молнии, являют собой семейство, подчиненное Хухедей-Мергену, Небесному Стрелку, громовержцу, военному и охотничьему божеству алтайцев, тувинцев и бурятов.

Девять сфер Неба существует у нанайцев, причем девять деревьев растут на четвертой сфере, и девять драконов, заимствованных у них китайцами, живут на шестой. Девять сфер-слоев составляют Небо и в представлениях ульчей.

У бурятов девять сыновей имеет верховное божество Оёр Мунхын-Тенгри, столько же сыновей и у духа-покровителя кузнечества — Божинтоя.

Якутский Хара Суорун является покровителем девяти шаманских родов.

Японские синоби-ниндзя используют девять мудр (сплетений пальцев) для магического воздействия.

Число 12 же китайцы заимствовали от тюрков, кстати, в виде двенадцатилетнего животного цикла.
У тюрков существует и пятикратный двенадцатилетний цикл — шестидесятилетний.

Если подвести черту под всем сказанным, то очевидно, что и в восточной и в западной традициях числа занимают не последнее место в сознании людей. Символические значения чисел дошли до наших дней в их первозданном виде.

Несмотря на то что мир перешел в новое тысячелетие, а общество стремительно развивается, представление о некоторых числах как о чем-то неизведанном и мистическом сохранились в сознании почти каждого человека, независимо от культуры и традиций его страны.
Последний раз редактировалось rusalka 21 сен 2015, 14:34, всего редактировалось 1 раз.


Рассказать:
rusalka
 

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3