Общие принципы наведения транса Милтон-модель

Модератор: Ариель

Общие принципы наведения транса Милтон-модель

Сообщение ClairVoyance » 14 сен 2015, 21:38

В работе гипнотерапевта должен быть сведен к минимуму процент неудач. Существует множество эффективных способов индукции гипноза, но овладение такими техниками требует абсолютной уверенности в себе, основанной на определенном опыте. Например, существует метод «мгновенного гипноза»: психотерапевт приказывает пациенту смотреть ему в глаза и говорит: «Сейчас я прикоснусь к вашему лбу и сосчитаю до трех. При счете «три» я уберу руку и вы погрузитесь в глубокий сон». Затем терапевт прикасается ко лбу пациента, медленно, с возрастающим напряжением считает до трех и убирает руку. Интересно, как вы поведете сеанс психотерапии дальше, если пациент с улыбкой будет смотреть на вас, без всяких признаков транса. Особенно если учесть, что это один из первых ваших опытов. Само по себе не страшно, что пациент не подчинился внушениям. Гипнотерапевт всегда должен быть совершенно уверен в себе и невозмутим при любой реакции гипнотизируемого. Следует учитывать, что далеко не все люди могут быть загипнотизированы таким способом. Искусство гипнотерапевта состоит в том, чтобы определить, почувствовать, когда можно использовать метод мгновенного гипноза. Однако, если вы делаете первые шаги в овладении техниками погружения в транс, то начинать следует все же со сверхнадежных способов. Во-первых, вы будете меньше волноваться, во-вторых, будете застрахованы от неудачи, и формально снимете с себя ответственность за то, что происходит или не происходит с пациентом во время сеанса. Это важно, особенно на первых порах. Техника «Выбор без выбора» многолика и может использоваться в разных вариациях. Особенность этого метода состоит в том, что любая реакция пациента на внушение является желательной и ожидаемой. Предлагается понаблюдать за ощущениями, например, в кистях рук и подождать с любопытством: в какой руке, правой или левой появятся какие-то особые ощущения (покалывание в кончиках пальцев, тяжесть или ощущение легкости, онемение, прилив тепла или подергивание пальцев). Возникновение каких-то проявлений, например, в правой руке (или вообще в правой половине тела — если возникают затруднения с получением какой-то реакции в руках), расценивается как ответ подсознания «да» на поставленный вопрос: согласно ли подсознание на погружение в транс сегодня? Реакция же левой руки — знак «нет». Вопросы к подсознанию могут быть следующие: — Согласно ли подсознание на то, чтобы найти 3–5 способов решения проблемы, по поводу которой пациент пришел лечиться?

— Согласно ли подсознание на то, чтобы применить эти способы для решения проблемы? — и так далее.

Возможен упрощенный вариант: вопросы не ставятся, просто ожидается реакция от правой или левой руки.

И еще одно замечание. Прежде чем оперировать понятиями «сознание-подсознание», необходимо поинтересоваться у пациента, укладываются ли эти понятия в его систему мировоззрения. Если же эти понятия он встречает впервые, следует в доступной форме объяснить, что имеется в виду, и только после этого приступать к наведению транса.

Далее я привожу примерный текст индукции, который допустимо зачитывать во время сеанса гипноза, В скобках будут даны комментарии, которые не предназначены для зачитывания.

Условно погружение в транс можно разделить на два этапа: индукция транса и углубление транса. Поэтому некоторые тексты будут содержать только технику индукции, с рекомендациями углублять транс каким-то из способов, который описан здесь же.


Рассказать:
ClairVoyance
 

Re: Общие принципы наведения транса Милтон-модель

Сообщение ClairVoyance » 14 сен 2015, 21:39

Метод «Выбор без выбора»


Если вам требуется сверхнадежная техника погружения в транс, то текст, который следует ниже — то, что вам нужно. Он универсален и составлен таким образом, что может применяться при любых заболеваниях, которые лечатся гипнозом. Можете применять его, например, при неврозе навязчивых состояний, при алкоголизме или никотиновой зависимости и так далее. Этого будет достаточно. Я рекомендую начинать практику гипнотерапевта именно с этого текста. Выучите его наизусть (а это может быть очень трудно!) или зачитывайте с листа. Если будете читать с листа, то положите пациента на кушетку или диван, сядьте в изголовье, чтобы он вас не видел (так сидел Зигмунд Фрейд возле своей знаменитой кушетки) и сразу дайте команду закрыть глаза. Не нужно, чтобы пациент видел, что вы читаете. Поэтому текст должен быть на плотных, небольшого формата листах бумаги, которые не шелестят.

Примите удобную позу… Расположитесь максимально удобно, так, как вам захочется. Вы можете заметить, что, устраиваясь удобнее, вы обратили внимание на ощущения в теле: в ногах, руках, проверяя, насколько комфортно вашему телу. И вы можете об этом больше не думать… или слушать мой голос… или не слушать мой голос… Потому что можно просто наблюдать за тем, что происходит… И устроившись удобно, вы можете позволить себе расслабить свои мышцы, просто позволить им расслабиться.

Что бы увидеть скрытое сообщение Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум официально
Последний раз редактировалось ClairVoyance 14 сен 2015, 22:55, всего редактировалось 1 раз.


Рассказать:
ClairVoyance
 

Re: Общие принципы наведения транса Милтон-модель

Сообщение ClairVoyance » 14 сен 2015, 21:42

Метод «Сопровождение в воспоминании»


Применяя такую технику, необходимо словесно стимулировать приятные воспоминания и сопровождать пациента в этих воспоминаниях. Все это приводит к развитию транса.

В ходе предварительной беседы следует выяснить, какие именно воспоминания вызывают положительные эмоции, чтобы во время наведения транса «сопровождать» их.


Что бы увидеть скрытое сообщение Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум официально
Последний раз редактировалось ClairVoyance 14 сен 2015, 22:56, всего редактировалось 1 раз.


Рассказать:
ClairVoyance
 

Re: Общие принципы наведения транса Милтон-модель

Сообщение ClairVoyance » 14 сен 2015, 21:45

Метод «Что вижу, то пою» (5-4-3-2-1)


Классически этот метод индукции транса называется «5-4-3-2-1». Этот метод очень важен, если вы хотите на самом деле научиться эриксонианскому гипнозу. Потому что именно в этом способе наведения транса «на все сто» используется наблюдательность гипнотерапевта и нешаблонный подход к делу. Строго говоря, я не могу привести текст, который вы могли бы заучить или прочитать. Вернее, могу, но это не будет методом «5-4-3-2-1», если вы примените этот текст на практике для индукции, просто прочитав его. Привыкайте, нет стандартных заученных текстов для сеанса гипноза! (Правда, неожиданно? Обещал одно, а сейчас — другое…) Заучивать наизусть или зачитывать тексты можно и нужно, но только для того, чтобы сделать первый шаг. В дальнейшем каждый последующий сеанс гипноза не должен быть похож как две капли воды на предыдущий.

Как применяется данный метод? Просто сидите рядом с пациентом, подстройтесь к нему, а затем сообщайте ему сначала то, что он (и вы вместе с ним) видит, слышит и чувствует, а затем добавляйте внушающие утверждения.

Не обойтись без таблицы, с помощью которой будет удобно разобраться в этом методе.

Первый этап индукции. Делаете четыре утверждения о том, что видит пациент, а затем — одно утверждение внушающее. Далее: четыре утверждения о том, что может слышать пациент и одно — внушающее. Затем следует четыре утверждения, соответствующих действительности, о том, что может чувствовать гипнотик, и одно — внушающее.

Второй этап индукции. Делаете три утверждения о том, что пациент видит, и добавьте два внушающих утверждения. Затем три утверждения о том, что пациент слышит, и после этого — два внушения. То же самое — с утверждениями о том, что он чувствует (3–2).

Третий этап индукции. Количество утверждений, соответствующих истине, уменьшается, одновременно увеличивается количество внушений. Делаете два утверждения о том, что пациент видит и три внушения. Так же поступаете с тем, что пациент слышит и чувствует.

Четвертый этап. Все больше внушений, все меньше обращаем внимание на то, что происходит во внешнем мире. Только одно утверждение о том, что пациент видит и четыре внушения. Так же поступите с тем, что можно услышать и почувствовать.

Пятый этап индукции. На этом этапе можно только внушать.

К примеру, вы говорите: «Мы сейчас находимся в этой комнате, и вы можете видеть эту картину на стене напротив, и этот стол, над которым она висит, и этот письменный прибор, и начинаете расслабляться. И обратив внимание на то, как тикают часы на стене, или на шум автомобилей за окном, звуки шагов в коридоре и шум компьютера, который стоит на столе, вы можете заметить, что ваше дыхание замедляется. И опираясь спиной о спинку кресла и ощущая, как стоят ваши ноги на полу, почувствовав фактуру ткани подлокотника кресла, на котором лежат ваши руки, и ощутив вес своих рук, вы. можете заметить, что ваше тело становится тяжелее». Это выглядит очень легко и странно: вы рассказываете человеку то, что он видит, делаете при этом четыре утверждения, соответствующих истине, а затем добавляете внушающее утверждение, и пациент по инерции с вами соглашается. Важно только обращать внимание пациента на то, на что мы обычно не обращаем внимания: на тиканье часов, на ощущение обуви на ногах, на ощущения от одежды, на шум вентиляторов компьютера и так далее. Не стоит также слишком строго и догматично придерживаться схемы «5-4-3-2-1», если ситуация не располагает к этому. Например, если в кабинете очень тихо и не за что «зацепиться», то есть не описать то, что можно услышать, можно сосредоточить внимание на том, что есть: на том, что можно увидеть и почувствовать. Доверяйте своей интуиции, своим ощущениям. Можете даже не подсчитывать точно количество утверждений и внушений, а также последовательность «вижу-слышу-чувствую», это может, скорее, повредить делу. Важна тенденция: уменьшать количество утверждений раз за разом и увеличивать количество внушений. Посмотрите на собеседника и просто описывайте его, как картину: «Вы сидите и смотрите на меня, подперев рукой подбородок, и моргаете, делая вдох и выдох, и когда вы дышите, можно почувствовать, как одежда касается вашего тела, и у многих людей, рассматривающих эту картину до вас, появлялся туман перед глазами, и это очень приятное ощущение… когда вы что-то созерцаете, в то время как ваше тело удобно расположено в кресле и звучит приятная музыка, и так умиротворяюще, уютно тикают часы на стене, располагая к задумчивости и сосредоточенности…» На самом деле, похоже на песню. Во время сеанса гипноза я никогда не знаю, куда заведет меня ситуация и пациент, к какой технике придется прибегнуть. Редко бывает, что применяют какую-то одну определенную технику, чаще всего это синтез методов индукции, которые применяются в соответствии с интуицией гипнотерапевта, с реакциями пациента. Психотерапевт просто наблюдает за причудливым ходом индукции транса, говоря свободно, как дышит, не задумываясь о том, что он должен или не должен говорить в следующий момент. Вот так, примерно, вы научитесь со временем работать, можете быть уверены. А теперь приведу пример текста с использованием данной методики. Текст реальный, записан на диктофон в кабинете, где я проводил сеанс гипноза, поэтому упоминаются какие-то предметы, находившиеся там. Вы можете творчески переработать этот текст под себя, «привязав» к своему кабинету (офису) и к поведению вашего пациента.

Теперь, когда вы удобно устроились в этом кресле и оценили насколько оно удобно (данное замечание носит характер недирективного, переключает внимание пациента на ощущения от контакта тела с креслом, кинестетику позы) или неудобно… и вы чувствуете температуру и фактуру поверхности обивки подлокотников этого кресла, и обратив внимание на ваши руки, которые покоятся на подлокотниках кресла, обратив внимание, что ваши руки имеют свой вес, вы можете ощутить, что они начинают наливаться тяжестью, очень постепенно, едва заметно, становятся все тяжелее… И ваш взгляд может блуждать, когда вы смотрите на меня, на то, как шевелятся мои губы, когда я говорю, на мои очки, полюбопытствовав, какова конструкция металлической оправы этих очков, или переводите взгляд на эту картину (строго говоря, необходимым условием для погружения в транс является фиксация взгляда, неважно на чем. В данном случае применяется прием «овладения поведением», когда вы описываете поведение пациента и в процессе описания этого поведения вставляете завуалированные внушения, управляете им. То, о чем я пишу в тексте, происходило реально, пациент переводил свой взгляд с моего лица на картину и так далее. Одновременно — это использование техники «5-4-3-2-1». Целью этого приема здесь является фиксация взгляда) и начинаете чувствовать себя все более расслабленным… продолжая слушать мой голос, эту музыку, шум автомобилей за окном, тиканье часов на стене, над головой и начинаете ощущать, может быть, некоторую сонливость, или не ощущать сонливость, а просто обращать внимание на вес своих ног, которые стоят на полу, на прикосновение одежды к телу, в то время, как вы дышите, и прохладная струя воздуха холодит при этом ваши ноздри, при этом в теле могут появляться особые ощущения: это могут быть покалывания в кончиках пальцев или ощущение легкости и невесомости тела, или прилив тепла, или, наоборот, ощущение прохлады, или ощущение нарастающей тяжести и сонливости… Иногда так удобно и спокойно бывает, когда мы смотрим на какую-то вещь, на картину или иной предмет, рассматривая его внимательно, обращая внимание на какие-то мелкие детали, незаметные с первого, поверхностного взгляда, как, например, фактура поверхности этой картины, эта поверхность неоднородна и видны мазки кисти, такие рельефные… или сочетание фонового цвета и цвета багета, цвета рамы… или обратив внимание на то, каким образом эта картина прикреплена к стене… ощутить себя все более комфортно и спокойно, ощутить, может быть, некоторую утомленность глаз от длительного рассматривания этой картины… ведь так часто бывает, когда мы долго смотрим на что-нибудь, то наши глаза устают… И можно было бы обратить внимание на голоса в коридоре или на шум вентиляторов компьютера, который работает рядом с нами, или на тембр моего голоса, почувствовав себя еще более сонливым, погружаясь в приятное состояние расслабленности и отдыха… Погружаясь чуть глубже в кресло, обратив внимание на то, как именно расположен у вас во рту язык: прижат к передним верхним зубам или нижним, или к верхнему небу, насколько он расслаблен… вы можете ощутить нарастающую сонливость, и это погружение все более приятно… и очень приятно бывает закрыть глаза, чтобы дать отдых и расслабление утомленным глазам… (здесь пациент уже закрыл глаза) быть может, увидев, как свет пробивается сквозь веки, или увидев просто черноту, приятную бархатистую черноту перед внутренним взором, но иногда это бывают какие-то картины, воспоминания, образы… из прошлого или калейдоскоп событий прошедшего дня… обратив внимание на звук вдоха, который я делаю перед тем, как произнести очередную фразу, или скрип стула, на котором я сижу, погружаясь все глубже в это состояние, приятное состояние транса, ожидая каких-то реакций в теле: подергиваний пальцев или отдельных групп мышц, или подергиваний каких-то мелких мышц, или онемения каких-то частей тела, или ощущения тяжести, или легкости, такой легкости, которая может быть в правой или левой руке, что, кажется, если отпустить эту руку, то она начнет медленно подниматься в воздух… и вы можете заметить, насколько тяжело ваше тело сейчас, продолжая погружаться все глубже и глубже в это приятное состояние транса, наблюдая за причудливым ходом зрительных образов, которые появляются перед вашим внутренним взором… обратив внимание на ощущения в руках, насколько выражено ощущение легкости или тяжести в правой или левой руке… и с любопытством ожидая, какой палец мог бы двинуться первым: указательный на правой руке или мизинец на левой… или какой-то другой палец… продолжая слушать эту музыку, обратить внимание на то, как именно она звучит в этой комнате, какова акустика этой комнаты, продолжая погружаться все глубже и глубже в приятное состояние транса… в то время как в теле могут быть особые ощущения… испытывая такие ощущения, многие люди любят вспоминать о каких-то приятных вещах и событиях… о том, как бывает приятно отдыхать на природе, может быть, на берегу какого-то водоема или моря, или в каком-то другом месте…

Дальше можно только внушать. Например, можно попробовать вызвать левитацию руки, углубляя тем самым транс. Индукция на этом закончена. Углубите транс методом левитации руки или другим способом (смотрите главу, посвященную углублению транса). Далее может проделана запланированная работа, лечебные внушения.


Рассказать:
ClairVoyance
 

Re: Общие принципы наведения транса Милтон-модель

Сообщение ClairVoyance » 14 сен 2015, 21:47

Метод левитации руки


Прежде чем описать эту технику индукции и углубления транса, я хочу рассказать о том, как впервые столкнулся в своей практике с этим феноменом. Конечно, я читал об этом, но в реальности не видел, так как на тот момент опыт в гипнозе у меня был еще невелик.

Что бы увидеть скрытое сообщение Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум официально


Если вы собираетесь применить технику «Левитация руки», необходимо подготовить пациента к этому в предварительной беседе. Для начала расскажите о том, что бывают самопроизвольные движения, автоматические, выполняемые бессознательно. Приведите примеры: взаимное рукопожатие, письмо на бумаге, взмах рукой при попытке удержать равновесие и так далее. Затем расскажите о том, будто вы присутствовали на сеансе гипноза у знакомого гипнотерапевта или на каком-нибудь семинаре и наблюдали внушенную левитацию руки. Опишите подробно этот сеанс (неважно, был ли он на самом деле), покажите на себе, как происходит левитация: сначала появляются, может быть, подергивания пальцев, затем один из пальцев начинает подниматься, не плавно, а порывисто, мелкими рывками, непредсказуемо, неритмично. Затем движение становится плавным, рука поднимается в воздух. Хотелось бы предостеречь от бездумного зачитывания текста индукции «Левитации руки». Смысл этой индукции таков, что текст внушений довольно сильно зависит от возможных индивидуальных реакций гипнотика. Скажем, было бы ошибкой зачитывать, текст «… теперь поднимается указательный палец, вслед за ним поднялся средний… Хорошо…», в то время как рука спокойно лежит на подлокотнике кресла. Поэтому приведенные тексты являются примерными, дающими представление о технике. Для освоения эта техника довольно сложна, но достаточно эффектна и эффективна. Поэтому неудачи и затруднения при ее освоении вполне нормальны, не смущайтесь, пробуйте еще и еще раз, с каждым пациентом. У вас наверняка возник вопрос: а у всех ли удастся вызвать левитацию? Отвечаю: нет, не у всех. Во многом процент неудач будет зависеть от ваших способностей и навыка, в какой-то степени от таланта. А в первую очередь это будет зависеть от пациентов. Но на самом деле неважно, удалось добиться левитации или нет, ведь целью сеанса гипноза является не это. Важно то, что внимание пациента сосредоточено на ощущениях в руках, он может ощущать что-то и внимательно за этим наблюдать. Одно это приводит к развитию транса. А что делать, если левитации не будет, не почувствуете ли вы себя неловко, не потеряете ли доверие пациента? Нет, не потеряете. Просто не обращайте внимания на отсутствие движений, постарайтесь внушить пациенту — несмотря на то, что движения незаметны (на первый взгляд), но они есть, и этого вполне достаточно. Сдвиг возможен, если внушить, что между рукой и поверхностью, на которой она лежит, можно просунуть лист бумаги. Если же левитация все равно не наступает, то нужно сделать акцент на том, что пациент может представить, как это могло бы произойти на самом деле. И тогда совершенно неважно, что произошло на самом деле: поднялась рука или нет. В эриксонианском гипнозе считается (а это так и есть), что работа с воображаемой левитацией приводит к положительному результату. Милтон Эриксон описывает случай, когда у его пациента во время индукции не развилась левитация, но было заметно, что взгляд, прикованный в начале индукции к руке, переместился выше, на уровень груди. Стало понятно, что пациент галлюцинирует, для него реально было то, что он видел, представлял. А видел он, что рука поднялась. Несомненно, это был транс. И неважно, была левитация или нет, ведь транс был достигнут. На работе с воображением основан способ погружения в транс «Репетиционный метод», описанный Эриксоном.

На практике, если левитация не развивается, я перехожу к следующему тексту: «И может подняться левая рука или правая, или обе сразу. Или не поднимется ни правая, ни левая рука, а наоборот, руки будут давить вниз, наливаясь тяжестью — это не важно. Важно то, что вы можете наблюдать за этим, слушая мой голос, погружаясь все глубже в состояние транса, и в теле могут быть особые ощущения: покалывания в кончиках пальцев, или ощущение тяжести, или вы можете не ощущать своих рук вообще, или могут быть непроизвольные подергивания пальцев, каких-то мышц в разных местах. А может вообще ничего не происходить, в то время как вы погружаетесь в приятное состояние расслабленности и комфорта, позволяя произойти или не произойти тому, что может произойти…» Затем можно просто уводить пациента в его воображаемое «личное прибежище» (приятные воспоминания) или рассуждать, как интересно листать альбом со старыми семейными фотографиями или просматривать семейный видеоархив, вспоминая о детстве, о приятных событиях. Положительная черта эриксонианского гипноза в том, что в нем нет неудач. Принимается за аксиому, что любая реакция пациента во время транса и есть самая правильная, и неважно, что говорит гипнотерапевт. Реакции пациента не могут подстраиваться под представления психотерапевта о том, как именно будет протекать у него транс и какие будут переживания. С благодарностью и как должное воспринимается любой транс. Именно то, что происходит, и является единственно верным для данного человека в данное время в данном месте.

Приведу еще один пример текста, которым можно воспользоваться, если не развилась левитация: «И вы могли бы представить, как вы. сидите в мягком кресле, ваше тело расслаблено, лицо безмятежно… И вы могли бы представить, как вы погружаетесь в транс все глубже и глубже… И вы могли бы себе представить, будто это происходит на самом деле, как ваша правая или левая рука — неважно — начинает медленно, сначала рывками, прерывисто, а затем все более уверенно, плавно… подниматься в воздух, вверх, вверх, поднимается… И вы могли бы представить, что видите себя со стороны, и что ваша рука поднимается, и по мере того, как она поднимается, вы погружаетесь все глубже в транс…»

А теперь — текст индукции.


Вариант первый: эриксонианский

Что бы увидеть скрытое сообщение Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум официально


Возможен и другой сценарий наведения транса с использованием левитации руки, который описал Милтон Эриксон в одной из своих работ. Подобно тому, как это происходит в индукции «Выбор без выбора», задается вопрос: «Полагает ли ваше подсознание, что вы можете впасть в транс?» Ответом «да» будет левитация правой руки, ответом «нет» — левой. Затем предлагается понаблюдать за ответом, так как ни пациент, ни психотерапевт не знают, каков будет ответ. Далее Эриксон пишет: «Если дело слишком затягивается, можно сделать дополнительное внушение: «Одна из ваших рук поднимется. Постарайтесь заметить малейшее ее движение, постарайтесь почувствовать это и увидеть; ощущение того, что рука поднимается, очень приятно. Ведь это дает вам возможность узнать, как действует ваше подсознание». Совершенно неважно, какая рука поднимется, левитация сопровождается погружением в транс, часто — в сомнамбулической стадии.

Не могу удержаться и не процитировать полностью текст индукции «Левитация руки» в исполнении самого корифея — Милтона Эриксона, так как он очень часто применял этот метод для наведения транса note 1.

«Я хочу, чтобы вы удобно устроились на стуле и расслабились. Теперь, когда вы сели, положите ладони на бедра. Именно так. Теперь наблюдайте за своими руками, вы заметите, что можете внимательно за ними следить. Но вы должны непременно расслабиться. Вы заметите, что некоторые явления возникают во время вашей релаксации. Они всегда происходили в то время, когда вы расслаблялись, но вы их прежде так хорошо не знали. Я вам о них сообщу. Я хочу, чтобы вы сосредоточили ваше внимание на всех ощущениях и впечатлениях, которые вы почувствуете в ваших руках, каковы бы они ни были. Возможно, вы почувствуете тяжесть вашей руки, лежащей на бедре, или вы почувствуете напряжение. Возможно, вы ощутите ладонью вашей руки материю ваших брюк или тепло вашей руки на бедре. Я хочу, чтобы вы наблюдали за испытываемыми вами ощущениями. Может быть, вы почувствуете нечто вроде зуда. Неважно, что вы будете испытывать, но я хочу, чтобы вы за этим наблюдали. Смотрите все время на свою руку, и вы заметите, что она спокойна и остается все в том же положении. В ней уже есть движения, но они пока еще неощутимы. Я хочу, чтобы вы не спускали глаз со своей руки. Ваше внимание может отвлечься, но оно все время будет возвращаться к руке; продолжайте пристально смотреть на свою руку и старайтесь уловить тот момент, когда движения в ней станут видимыми. Интересно, какой из ваших пальцев начнет двигаться первым. Возможно, это будет большой палец или указательный, или средний, или мизинец. Один из ваших пальцев вздрогнет или шевельнется. Вы не знаете точно, когда и на какой руке. Смотрите все время внимательно, и вы заметите сперва легкое вздрагивание, возможно, в правой руке. Смотрите, мизинец вздрагивает и шевелится. В начале движения заметите интересную вещь. Промежутки между пальцами очень медленно расширяются, пальцы понемногу раздвигаются, и вы замечаете, что пространство между ними становится все больше и больше. Пальцы будут медленно раздвигаться, они расходятся все больше и больше, все больше и больше, вот так. Когда пальцы раздвинутся, вы вскоре заметите, что они начинают непроизвольно сгибаться, образуя арку над бедром, как будто они хотят подняться все выше и выше (указательный палец пациента начинает слегка приподниматься). Заметьте, как поднимается указательный палец. Одновременно и другие пальцы собираются последовать за ним; вот они медленно поднимаются (другие пальцы поднимаются). В то время как пальцы будут подниматься, вы почувствуете легкость в кисти руки, ощущение легкости будет нарастать по мере того, как пальцы будут подниматься, образуя арку; вся кисть приподнимается, поднимается медленно, легко, как перышко, как шар поднимается в воздух, поднимается, поднимается в воздух, в воздух, в воздух, поднимается все выше и выше, все выше и выше, кисть становится очень легкой (кисть начинает подниматься). Когда вы смотрите на поднимающуюся кисть руки, вы замечаете, что вся ваша рука поднимается, поднимается в воздух, немного выше, еще выше, еще, еще, еще (рука поднялась над бедром почти на 10 см, и пациент пристально смотрит на нее). Продолжайте смотреть на кисть, на всю руку; рука поднимается, и вы вскоре почувствуете, насколько устали ваши глаза и как вас клонит ко сну. В то время как ваша рука будет подниматься, вы почувствуете себя усталым, расслабленным, вам захочется спать, очень захочется спать. Веки станут тяжелыми, и вам, наверное, захочется закрыть глаза. И пока ваша рука поднимается все выше и выше, у вас появляется желание все больше расслабиться, вам все больше и больше хочется спать, хочется спать, хочется почувствовать расслабление и покой, закрыв глаза и уснув. Ваша рука поднимется выше, еще выше, еще, еще, и вам очень хочется спать; веки тяжелеют, дыхание становится медленным и ровным. Дышите глубоко — вдох, выдох (пациент держит вытянутую руку прямо перед собой, его глаза моргают, дыхание глубокое и ровное). В то время как вы пристально смотрите на руку и чувствуете себя все более сонным и расслабленным, вы замечаете, что направление вашей руки начинает изменяться. Рука понемногу сгибается, кисть все больше и больше приближается к вашему лицу, еще, еще, еще, и пока она поднимается, вы медленно, но неуклонно погружаетесь в глубокий-глубокий сон, в котором вы полностью расслабитесь, настолько, насколько вы захотите. Рука продолжает подниматься, выше, еще выше, пока не достигнет лица, и вы все больше и больше будете хотеть спать, но вы не должны заснуть прежде, чем ваша рука коснется вашего лица. Когда рука коснется лица, вы будете спать, глубоко спать. Теперь кисть руки меняет направление. Она поднимается, она поднимается к вашему лицу. Ваши веки становятся тяжелыми. Вам все больше хочется спать, все больше хочется спать, все больше и больше хочется спать (кисть руки пациента приближается к лицу, он Моргает все чаще). Ваши веки тяжелеют, они очень тяжелые, кисть руки поднимается прямо к лицу, вы чувствуете Усталость, сонливость. Глаза закрываются, закрываются. Когда кисть коснется вашего лица, вы будете спать, глубоко спать. Вы будете чувствовать все большую сонливость, вы будете спать (кисть руки пациента касается лица, и его глаза закрываются). Спите, спите, просто спите. Во время сна вы чувствуете себя очень усталым и расслабленным. Я хочу, чтобы вы сосредоточились на расслаблении, на состоянии релаксации без напряжения. Думайте только о сне и больше ни о чем, о глубоком сне».

Хотелось бы отметить еще один момент. Милтон Эриксон любил и часто использовал метод левитации руки для индукции транса. И если левитация руки все же не происходила, то он смотрел на пациента и говорил: «Хорошо, вы уже находитесь в более глубоком состоянии транса, чем я полагал возможным». Отсутствие левитации представлялось показателем даже более глубокого транса, чем можно было ожидать на такой ранней стадии. Эриксонианский гипноз — гипноз без неудач. Любая реакция пациента объявляется сотрудничеством.


Вариант второй: директивный

Предположим, что индукция проводится в положении сидя и руки лежат на подлокотниках кресла или на бедрах.

«Примите удобную позу. Постарайтесь расслабить свои мышцы. Расположитесь максимально удобно. Вот так. Теперь сосредоточьте внимание на правой руке. Ощутите, как она лежит на подлокотнике кресла (на вашем бедре). Расслабьте руку еще больше, ощутите ее вес. Теперь представьте, что ваша рука находится в теплой воде, она расслабленная и невесомая, ведь в воде тело теряет вес… Ваша рука расслабленная и легкая, медленно всплывает на поверхность воды, ей тепло и уютно… Зафиксируйте это ощущение легкости в правой руке. Сейчас оно усилится. Следите все время за ощущениями в правой руке. Представьте, что ощущение легкости усиливается. Ваша рука становится все легче и легче, легкая, как пушинка, как воздушный шарик, заполненный легким газом, настолько легкая, что если вы отпустите ее, позволите ей это, то она начнет медленно подниматься в воздух, сама по себе, самостоятельно. Наблюдайте за тем, как рука поднимается в воздух. По мере того, как рука поднимается все выше, вы чувствуете себя все более расслабленным, все более сонным. Чем выше поднимается ваша рука в воздух, тем тяжелее ваши веки. Ваши глаза устали, они закрываются, медленно закрываются. Хорошо. Вот так. А теперь пусть рука остановится (к этому моменту предполагается, что рука уже поднялась примерно на уровень груди, если же реакции пока нет, необходимо продолжить внушения). Теперь ощущение веса постепенно начнет возвращаться и рука начнет медленно опускаться вниз, на свое место. И по мере того, как рука опускается вниз, вы чувствуете, как погружаетесь в транс еще глубже, настолько глубоко, насколько это необходимо, и в тот момент, когда рука опустится вниз, на место, и коснется вашего бедра (подлокотника кресла), вы погрузитесь в транс настолько глубоко, насколько это возможно для вас сегодня. Вот так, хорошо. Теперь ваша рука опустилась на место, и к ней вернулось обычное состояние, и вы полностью расслаблены и погружены, в приятное состояние транса».


Прикосновение, покалывание, подергивание и левитация руки

Еще один вариант внушенной левитации руки. Нужно сесть рядом с пациентом. Предварительно поинтересуйтесь, правша он или левша. Индукция должна проводиться с использованием ведущей руки гипнотика. На самом деле это не имеет никакого значения, но, сделав вид, что вы выбираете руку, вы придаете особую значимость происходящему, подготавливаете почву для последующих внушений. Возьмите правую или левую руку гипнотика очень легко, кончиками пальцев.

«Разрешите мне взять вас за руку. Расслабьте руку, просто позвольте этому произойти. Хорошо. Сейчас я буду прикасаться к вашей руке пальцем, буду проводить от кончика вашего пальца к запястью. (Лучше, если у пациента обнажены руки. Вы будете проводить пальцем по тыльной стороне кисти и предплечья до локтя.) Вы почувствуете легкое покалывание (в это время, едва касаясь поверхности кожи пациента, чуть заметно, проводите кончиком своего пальца по тыльной поверхности кисти и предплечья пациента). Это покалывание будет продолжаться (эт и слова произносите тогда, когда вы уже не прикасаетесь к тылу кисти и предплечья, поскольку движение от пальцев к локтю закончено) и после того, как я прекращу вас касаться. Теперь я повторю это снова, покалывание снова повторится, но в этот раз появятся едва заметные подергивания пальцев руки, это произойдет вне вашей воли. (Затем повторяйте эти движения снова и снова, медленно и не спеша, пока не заметите слабые движения пальцев. Когда движения появятся, похвалите пациента.) Хорошо, очень хорошо. Теперь движения будут уменьшаться и исчезнут. Теперь я снова буду прикасаться своим пальцем к вашей руке (опять едва заметно проводите пальцем по тылу кисти, от кончиков пальцев, до локтя или плеча пациента), но на этот раз я хочу, чтобы ваша рука начала становиться легче, все легче и легче, ощущение легкости будет усиливаться, рука становится все легче, легкая, как будто это воздушный шарик, заполненный легким газом, рука настолько легкая, что, если вы отпустите ее, позволите этому произойти, то она начнет подниматься в воздух, вверх. (Если рука не поднимается или вы чувствуете, что рука оказывает меньшее давление на вашу руку, то попробуйте едва заметно двигать руку пациента вверх-вниз, вверх-вниз, вызывая тем самым движение руки пациента. Когда рука пациента начнет подниматься, продолжайте.) Хорошо. Ваша рука становится все легче и легче, она поднимается вверх, все выше и выше. И чем выше она поднимается, тем все более расслабленным и сонливым вы себя ощущаете. Чем выше поднимается рука, тем глубже вы погружаетесь в это состояние. Вот так. (Когда рука поднимется примерно на пять-десять сантиметров, продолжайте.) Теперь пусть рука остановится и пусть к ней постепенно вернется нормальное ощущение веса, она начнет медленно опускаться. И по мере того, как она опускается вниз, вы погружаетесь еще глубже в это состояние, приятное состояние транса, нарастает сонливость, веки становятся тяжелыми, очень тяжелыми, глаза закрываются… Хорошо. Теперь ваша рука вернулась к прежнему состоянию и вы можете расслабиться полностью, вы чувствуете себя очень расслабленно, удобно и комфортно, вы находитесь в глубоком трансе».

Особенно хорошо эта техника подходит для кинестетиков, ведь здесь много прикосновений. Вообще-то прикосновения к пациенту оказывают очень мощное воздействие, поэтому будьте аккуратны при этом. Любой телесный контакт с пациентом (пациенткой) противоположного пола может усилить явления переноса, и с большой долей вероятности перенос будет эротическим. Некоторым людям может быть неприятно, когда к ним прикасаются. Внимательно наблюдайте за тем, как реагирует пациент на ваши прикосновения, на невербальные знаки: выражение лица, позу, движения глаз. При малейших признаках дискомфорта у пациента в ответ на ваши прикосновения избирайте другую технику индукции.
Последний раз редактировалось ClairVoyance 14 сен 2015, 22:57, всего редактировалось 1 раз.


Рассказать:
ClairVoyance
 

Re: Общие принципы наведения транса Милтон-модель

Сообщение ClairVoyance » 14 сен 2015, 21:47

Метод каталепсии век



Вариант первый

Это еще одна директивная техника. Пациент может стоять, сидеть или лежать. Попросите его отвести взгляд максимально вверх.

«Смотрите вверх, как можно выше. Так, хорошо. Вверх, насколько это возможно. Удерживайте в таком положении глаза. Удерживая глаза в таком положении, сделайте медленный вдох. Теперь выдох и расслабьтесь. А теперь позвольте расслабиться векам, позвольте вашим векам опуститься, пусть глаза закроются. Глаза удерживайте в прежнем положении. Максимально вверх, насколько это возможно. Почувствуйте напряжение в глазах. Теперь, через некоторое время, вы обнаружите, что глаза не открываются. Сейчас я помолчу, а вы поднимете указательный палец на правой руке, это будет знак, что глаза не открываются. (Теперь просто молчите и дожидайтесь, когда пациент подаст знак. Как только гипнотик даст знать, что глаза не открываются, продолжайте дальше.) Хорошо. Глаза не открываются. Вы достигли первой стадии гипноза. Теперь позвольте своим глазам расслабиться. Позвольте расслабиться мышцам всего тела…»

Эта техника может очень быстро индуцировать трансовое состояние. Секрет в том, что глазах, отведенных максимально вверх, с опущенными веками, практически невозможно открыть глаза. Попробуйте сами. После того как пациент подаст знак, можно продолжать углублять транс, используя, например, метод релаксации и внушения, описанный мной в этой книге.


Вариант второй

Это тоже довольно короткая индукция.

«Закройте глаза. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях в глазах. Почувствуйте тяжесть век. Представьте, что ваши веки тяжелеют… Веки плотно смыкаются… Расслабьте глаза и веки… Чем больше будут расслабляться глаза и веки, тем плотнее будут закрываться ваши глаза. Через некоторое время вы обнаружите, что ваши глаза не открываются, так плотно они закрылись. Когда вы достигнете этой стадии гипноза, вы подадите условный так: поднимите указательный палец на правой руке. Я немного помолчу, а вы сконцентрируйтесь на все более плотном закрывании глаз, через некоторое время веки станут настолько тяжелыми и так плотно сомкнутся, что не откроются». (Теперь можно просто помолчать, дожидаясь, пока пациент подаст знак, или продолжать внушения релаксации или каталепсии век.) Если пациент не подает знак около минуты, следует повторить внушения каталепсии. Индуцировав транс, углубляйте его, используя тексты «Релаксация и внушение», «Левитация руки» или «Счет по возрастающей», которые приведены ниже.


Рассказать:
ClairVoyance
 

Re: Общие принципы наведения транса Милтон-модель

Сообщение ClairVoyance » 14 сен 2015, 21:48

Метод «Релаксация и внушение»


Этот метод индукции транса также надежный и проверенный временем.

«Я хочу, чтобы вы приняли удобную позу. Сама поза располагает к расслаблению. Мышцы расслаблены для отдыха. Обратите внимание на ощущения в руках. Почувствуйте их вес. Теперь расслабьте руки. Ваши руки расслабленны, они становятся тяжелее. Расслабьте мышцы ног. Обратите внимание на то, что ваши ноги имеют вес. И как только вы обратите на это внимание, вы можете почувствовать, что ваши ноги стали тяжелее, ваши ноги становятся все более расслабленными и тяжелыми. Вы можете закрыть глаза, ведь это так естественно, отдыхать с закрытыми глазами, а ведь вы отдыхаете. Потому что вы продолжаете расслаблять мышцы, погружаясь все глубже в состояние отдыха и покоя. Теперь расслабьте мышцы лица. Найдите участки напряжения на лице и расслабьте мышцы. А теперь расслабьте мышцы шеи. И как только вы сделаете это, ваша голова окажет еще большее давление на спинку кресла (кушетку). Теперь расслабьте мышцы спины. Все тело расслабленное и тяжелое. Вы можете почувствовать, как с каждым выдохом оно становится все более расслабленным и тяжелым. С каждым выдохом вы погружаетесь все глубже и глубже в приятное состояние расслабленности. И когда вы делаете вдох и выдох, с каждым выдохом вы чувствуете, что тело становится все тяжелее и тяжелее. И в то время как вы расслабляетесь все больше, ощущение тяжести во всем теле нарастает, и в вашем теле могут быть особые ощущения. Вы можете представить себе, будто ваши ноги полые изнутри, и они начинают заполняться свинцом, густым тяжелым свинцом, и становятся все тяжелее и тяжелее. С каждым выдохом тяжесть нарастает все больше, будто ваши ноги все больше наполняются свинцом, густым и тяжелым свинцом. Или это можно сравнить с тем, будто вам на ноги давит тяжелый мешок с песком, а потом на этот мешок кладут еще один мешок с песком, и ноги очень тяжелые. И эта тяжесть разливается по всему телу».

Затем внушения подобного рода могут быть продолжены, до тех пор пока пациент не погрузится достаточно глубоко в транс, после чего можно провести запланированную лечебную работу. Но однообразное внушение тяжести может быть несколько скучновато, поэтому обычно далее приступают к образным представлениям отдыха на природе, спуска по лестнице, подъема на воздушном шаре или спуска на лифте, для того чтобы углубить состояние транса. Предлагаю один из возможных вариантов для продолжения.

«А теперь представьте, что вы стоите перед широкой лестницей, с каменными ступенями, освещенными ярким летним солнцем. Каменные ступени нагрелись от солнца, поэтому очень приятно будет наступать на них босыми ногами. Вы могли бы почувствовать приятное тепло камня, нагретого солнцем, продолжая медленно спускаться вниз. И возможно, там, внизу, вам было бы приятно видеть берег моря или озера с полосой пляжа. Представьте себе этот шум волн и ощущения от ветерка, дующего вам в лицо. Вы видите поверхность воды, волны. Вы видите солнечные блики на поверхности воды, видите голубое небо. В небе летают чайки, вы слышите их крики. Вот вы спустились вниз, посмотрите вниз, под ноги. (Если вы используете образ отдыха на море, возможно, будет полезным применение фонограммы с шумом прибоя и криками чаек.) Под ногами у вас песок или крупная галька, нагретая солнцем. Вы ложитесь, располагаясь удобно, с комфортом. Вы хотите отдохнуть, лежа на пляже под лучами солнца и слушая шум волн. Вы чувствуете, как солнце нагревает вашу кожу, вы чувствуете тепло и расслабленность, все тело расслаблено и отдыхает». На этом индукция завершена и можно приступать к лечебным внушениям, соответствующим проблеме пациента.


Рассказать:
ClairVoyance
 

Re: Общие принципы наведения транса Милтон-модель

Сообщение ClairVoyance » 14 сен 2015, 21:49

Метод сведения рук


В некоторых руководствах этот метод описывается как тест для определения степени внушаемости. Это верно. Вообще, начало любого метода индукции может быть тестом внушаемости и гипнабельности. И практически любой метод определения внушаемости может послужить способом наведения транса. Мне метод сведения рук понравился именно как способ наведения транса.

Попросите пациента в положении лежа или сидя держать руки перед собой, согнув в локтях, предплечья расположить горизонтально (если гипнотик сидит) либо вертикально (если лежит). Расстояние между ладонями примерно 20–30 сантиметров.

«Держите ладони перед собой. Сейчас я сосчитаю до десяти, ладони притянутся друг к другу, и вы погрузитесь в гипнотический сон. (Для усиления психологического воздействия можете поднести свою ладонь к пространству между ладонями пациента, делая вид, словно вы оказываете некое «энергетическое» воздействие. Можно при этом делать пассы — все зависит от вашего чувства меры, имиджа гипнотерапевта, который вы себе избрали, и степени образованности и критичности пациента. Например, если в предварительной беседе вы выяснили, что ваш собеседник — фанат и приверженец «экстрасенсорики», «биоэнергетики», то можно ему подыграть.) Один — в пальцах появится легкая скованность. Два — через некоторое время могут появиться покалывания в кончиках пальцев. Три — между ладонями начинает ощущаться легкая разреженность. Четыре — ладони притягиваются друг к другу, как магниты! Пять — с каждым вдохом руки приближаются друг к другу. Шесть — между ладонями чувствуете нарастающий поток энергии. Семь — ваши ладони притягиваются друг к другу все сильнее! Восемь — поток энергии все сильнее, ваши ладони немеют! Девять — чем сильнее притягиваются ваши ладони, тем более расслабленным вы себя чувствуете. Десять — пальцы прикасаются друг к другу, и вы погружаетесь в сон. Спать!»

Во время такой индукции не торопитесь, считайте медленно, с нарастающей многозначительностью. Если после того, как вы сосчитали до десяти, пациент еще не обнаруживает признаков гипнотического состояния, просто продолжите счет до двадцати, сделайте вид, что так и должно быть.


Метод нарастающего счета


Это директивный метод классического гипноза. Сначала проведите предварительную беседу, во время которой выясните жалобы пациента, его ожидания, а также объясните суть предстоящего курса гипнотерапии. Затем проведите тест на внушаемость. Например, тест падения назад. Лучше проводить его на расстоянии полуметра от стены, чтобы пациент не мог упасть и травмироваться.

«Встаньте прямо. Ноги вместе. Смотреть мне в глаза, Тело расслаблено. Закрыть глаза. Вас сейчас потянет назад, вы начнете терять равновесие. Тянет назад. Тянет назад все сильнее. (Если пациент начинается покачиваться вперед-назад, одобрите это.) Хорошо. Очень хорошо. Еще сильнее тянет назад (с нарастающей императивностью). (Если вы видите, что внушения оказывают эффект, продолжайте дальше.) ПАДАТЬ! (Если необходимо, поддержите пациента, чтобы он не упал. Затем сразу же продолжайте, ведь транс уже начался.) Хорошо. Сядьте. Смотреть мне в глаза. Смотреть в глаза не отрываясь. Сейчас я сосчитаю до двадцати. По мере нарастания счета вы будете ощущать нарастающую тяжесть век и на счет "двадцать один" глаза закроются. Один. Два». Далее считайте медленно, желательно на выдохе пациента. Паузы между называемыми числами — около пяти секунд. Если сочтете необходимым, можете добавлять внушения: «Веки тяжелеют, веки тяжелеют все больше, становятся еще Тяжелее, перед глазами туман, появляется легкая сонливость». Такие вкрапления между числами нужно делать сообразно чувству меры и вкусу гипнотерапевта. Главное — не спешить, дать время пациенту отреагировать на ваши внушения. Если процесс затягивается, следите за тем, как пациент мигает, и всякий раз, когда он это делает, добавляйте внушения тяжести век словами: «Глаза закрываются. С каждым разом, когда вы мигаете, вам все труднее их открывать». Когда пациент закроет глаза, похвалите его: «Хорошо. Очень хорошо. Спокойно… Теперь — СПАТЬ. Хорошо. Глубже спать. Еще глубже. Спать детским сном. Все спокойно, мир вокруг, мир в душе. Все проходит. Уверен в себе, спокоен. Слышите только мой голос. Спать».

Затем можно проверить наличие каталепсии и анестезии. Это не обязательно делать, но если хочется, то можно. Как проверить каталепсию? Просто возьмите руку пациента, поднимите ее в воздух и отпустите: рука застынет в приданном ей положении. Когда вы поднимаете руку при развившейся каталепсии, пациент подчиняется вам без сопротивления, рука легко следует ваши движениям. Можете провести дополнительные внушения и сказать: «Рука онемела, как деревянная, вы ничего не чувствуете», после чего стерильной иглой уколите руку в промежутке между большим и указательным пальцем. Далее можете провести лечебные внушения или оставить пациента в покое, позволив ему отдохнуть в гипнотическом сне. Ведь транс сам по себе целебен.


Рассказать:
ClairVoyance
 

Re: Общие принципы наведения транса Милтон-модель

Сообщение ClairVoyance » 14 сен 2015, 21:50

Основные трудности, встречающиеся во время сеанса гипноза


При первых опытах гипнотизирования начинающие специалисты обеспокоены тем, что во время сеанса гипноза забудут слова или не найдутся что сказать. Опасения эти вполне естественны и обоснованы. Невозможно от начинающего (исключение составляют отдельные одаренные от природы личности) требовать импровизации и управления трансом в зависимости от реакций пациента. Хотя именно к импровизации следует стремиться в будущем. Я присутствовал на нескольких сеансах одного уважаемого психотерапевта, работавшего в рамках классического гипноза. Сеансы этого врача напоминали мне прослушивание пластинки с записью. Заученный за многие годы практики текст повторялся дословно раз за разом на каждом последующем сеансе. К шестому сеансу слушать это становится скучновато. Но начинающим допустимо (и я рекомендовал бы это) зачитывать текст во время сеанса с листа бумаги. Следует только позаботиться, чтобы это были плотные листки небольшого формата, которые можно без шелеста перелистывать. Уверяю вас, уважаемые коллеги, со временем напечатанный текст вам наскучит, формулы внушения будут трансформироваться, текст изменяться в соответствии с вашими вкусами и реакциями пациента. Затем записи станут не нужны. Возможно, первое время имеет смысл держать их под рукой, чтобы при заминке к ним прибегнуть.

Еще одна трудность, о которой я почти ничего не смог найти в многочисленных книгах о гипнозе, это — тревога гипнотерапевта. Везде упоминается об уверенности в себе, о суггестии или совместном трансе, но практически нигде не упоминается о том, что психотерапевт может элементарно волноваться перед сеансом гипноза и во время него. Можно было бы заподозрить такого врача в неопытности или непрофессионализме, но вот что мы находим в книге о гипнозе В. Леви «Наемный бог»: «Перед каждым сеансом продолжаю волноваться, как школьник перед экзаменом. Перед массовым — во столько же раз сильней, чем перед индивидуальным, во сколько огромная армия страшней одного маленького солдатика… Волнуюсь, дрожу-мандражу, хоть и понимаю — глупо это волнение, детски глупо: армией-то ведь управлять несравненно легче, чем одним человеком» note 2. Из личного опыта могу сообщить, что справиться с волнением помогают, во-первых, опыт: осознание своей состоятельности как гипнотерапевта успокаивает; во-вторых, сеанс самогипноза. Обычно я оставляю 15–30 минут перед приходом пациента, чтобы настроиться, послушать музыку, заняться самогипнозом. Я отлично помню, как сам жутко волновался перед своим первым сеансом гипноза. Эти тридцать минут сеанса пролетели для меня как одно мгновение. Помню шум пульсирующей крови в висках и свой сдавленный дрожащий голос. Несмотря на все это, сеанс прошел удачно, чему я был весьма удивлен.

Вы должны понимать, что волнение — это нормально. Со временем, когда вы наберетесь опыта, это пройдет. Или почти пройдет.


В моей практике был случай, когда пациент сидел с закрытыми глазами и улыбался, просто не мог сдержать улыбку. В такой ситуации ни в коем случае не смущайтесь! Человек имеет право погружаться в транс как угодно. Все, что он сделает, правильно. В данном случае я просто продолжил подстройку, тоже улыбнулся и сказал: «И можно менять положение тела, если будет неудобно, можно почесаться, если захочется, можно улыбаться, позволить себе широко улыбнуться, испытав удовольствие, ведь когда человек улыбается, он всегда испытывает положительные эмоции, улыбаться — это приятно. Приятно вам, и приятно окружающим людям, с которыми вы делитесь хорошим настроением». Пациент продолжал улыбаться, по всему было видно, что ситуация была из разряда той, про которую говорят: «Смешинка в рот попала». Заметно было, что он старался не улыбаться, и чем больше он старался не улыбаться, тем шире расползалась на его лице смущенная улыбка. Я тут же сообщил ему об этом: «Можно улыбаться, позволив себе расслабиться. Но в какой-то момент, иногда так бывает, вы можете обнаружить, что не можете сдержать улыбку, и чем сильнее вы стараетесь ее сдержать, тем шире будет ваша улыбка, и вы чувствуете, как мышцы, помимо вашей воли, растягивают рот в улыбку. Так тоже часто бывает». После этого улыбка исчезла и пациент, успокоившись, через некоторое время спокойно погрузился в транс. Обратите внимание, я помог выйти из этой ситуации мужчине не потому, что во время сеанса гипноза нельзя улыбаться, а потому, что эта ситуация его беспокоила и мешала погрузиться в транс.


Еще одна неординарная ситуация — оргазм во время гипноза или сексуальное возбуждение. Если вы лечите гипнозом эректильную дисфункцию или аноргазмию, фригидность, то все в порядке. Если же психотерапевт и пациент (ка) противоположного пола, цель терапии иная, а при каждом сеансе повторяется оргазм… Возможно, стоит отказаться от последующих сеансов, предварительно деликатно обсудив эту ситуацию с пациентом или пациенткой.

Трудности другого рода (потеря раппорта, истерический припадок и т. д.) описаны в главе «Осложнения при гипнотерапии».


Шум и другие помехи во время сеанса гипноза. Если кресло для гипноза не расположено рядом с работающим реактивным двигателем, шум не является проблемой. Более того, если вы читали о методе «5-4-3-2-1», то должны понимать, что шумы могут быть утилизированы, упоминание о них может быть включено в текст индукции. Если в комнате, где проходит сеанс гипноза, будет абсолютная тишина, то классическое исполнение индукции «5-4-3-2-1» может быть затруднено: не хватит звуков. Безусловно, абсолютная тишина также не является проблемой, метод «5-4-3-2-1» должен быть очень тесно привязан к действительности, а не к шаблону, в этом его сила. В кабинете, где я провожу сеансы гипноза, слышны самые разнообразные звуки: тиканье часов, шум автомобилей и троллейбусов, проезжающих за окном, голоса людей за дверью в коридоре, шум металлического ведра санитарки, которая моет пол — тоже в коридоре… Когда человек находится в достаточно глубоком трансе, проблема посторонних шумов становится еще менее значимой. Во время сеансов бывали различные ситуации: я чихал, звонил мобильный телефон, который забыли отключить, раздавался стук в дверь, после чего входили неожиданные посетители… Практически никогда это не сказывалось на глубине транса. Когда я спросил пациента после сеанса, не помешало ли ему, что я чихнул, он сделал недоуменное лицо и сказал, что ничего не слышал. То же самое было в случае со звонком мобильного телефона и неожиданными посетителями, которых я жестами попросил удалиться. Учитывая этот опыт, советую вам в любом неординарном случае вести себя спокойно и естественно, по возможности утилизировать помехи и продолжать сеанс гипноза, как будто ничего особенного не произошло.


Рассказать:
ClairVoyance
 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2