vivara2 » 03 май 2015, 13:45
Третьим в хронологической последовательности является влияние Луи-Клода де Сен-Мартена, также ученика Мартинеса де Паскуалли.
Этому влиянию по справедливости и следует приписывать завершение плана великого дела, задуманного его предшественниками. Виллермоз усердно занимался организацией кружков и групп посвященных, но за то недостаточно заботился об организации частного, так называемого «свободного» Посвящения отдельных лиц.
Сен-Мартен сумел восполнить этот пробел и дать широкое распространение последнему методу, оказывающемуся весьма удобным во многих случаях, исключающих возможность создания лож и групп. Можно с некоторым основанием утверждать, что деятельность «Вольных Посвятителей» (Initiateurs Libres) имела в его глазах большее значение, нежели другие приемы пропаганды Иллюминизма. В обширных странах с редким культурным населением, а равно и в центрах, где таковое заключает в себе людей слишком разнообразных классов, профессий и тенденций, устройство Лож встречает почти непреодолимые затруднения; деятельность же «Вольных Посвятителей» может при тех же условиях быть весьма успешной.
Убежденный почитатель своего учителя, Сен-Мартен сумел осветить его учение высоко спиритуалистическими толкованиями и характеризовал «Посвящение», даваемое им своим последователям, как «пламенное искание духовного сближения с Божеством в лице Искупителя».
В поисках за наиболее ярким и отчетливым представлением путей к таковому сближению, Сен-Мартен усердно занимался подбором и изучением тетрадей, заключавших в себе откровения, преподанные упомянутой нами сущностью, названной учениками Виллермоза «le Philosophe Inconnu».
Книга «»О заблуждения их об истине» почти целиком должна считаться продуктом этих откровений. Из других сочинений Сен-Мартена необходимо указать на «Естественную таблицу отношений между Богом, Человеком и Вселенной», «Человека Желания», «О Числах», «Крокодил».
Просветительная деятельность Сен-Мартена до такой степени была связана с упомянутыми откровениями, что последствии доброжелатели-учителя заставили его подписать все свои анонимные сочинения псевдонимом «le Philosophe Inconnu».
Пути к «Посвящению», так высоко характеризованному вышеприведенным определением, могут быть, по мнению Сен-Мартена, разысканы каждым в своем сердце, при помощи размышления и созерцания, ведущих к глубочайшему пониманию роли человечества в связи с историей его грехопадения и обновления.
Он оставил целый ряд поучений о том, как должна проявляться христианская любовь к ближнему в различных случаях, как должен себя держать и как должен мыслить и чувствовать тот, кто хочет иметь просветительное и облагораживающее влияние на других; какими христианскими средствами и приемами следует бороться с материализмом, атеизмом и анархией.
Роль страдания, как элемента очистительного для человеческой души, быть может, никем не была выяснена в той полноте, которую сумел ей придать автор «Человека Желания».
Мартинес де Паскуалли, как было указано, может считаться типичным магом в своих приемах сношения с невидимым миром. В трудах Сен-Мартена преобладает, так называй Теургический элемент.
Человек, сумевший очистить и возвысить себя, свои помыслы, желания, стремления, может на известной ступени развития настолько проникнуться верою, настолько примениться к гармонии высшего, духовного, Божественного Закона, что делается активным участником тех влияний, которыми высшие подпланы духовного мира споспешествуют эволюции вселенной и человека, то есть как бы участвует в работе этого плана, или делается Теургом. Молитва Теурга проявляется, таким образом, силою в духовном плане.
Всякая чистая, пламенная, сознательная, уместная и правильно направленная молитва несомненно носит в себе Теургический элемент.
Со стороны символизма следует отметить, что чисто христианский характер учения Сен-Мартена, особенно выдвигавший значение деятельности Божественного Искупителя во всех планах, подарил Ордену часть нынешних его символических эмблем.
Итак, резюмируя сказанное о Клоде де Сен-Мартене, мы приходим к заключению, что ему принадлежит заслуга как внешней, так и внутренней реорганизации Ордена, давшей последнему возможность стать хранилищем некоторых преданий, обогатиться рядом сочинений по Христианской Теургии, укрепиться в чистом символизме, установить планомерную подготовку будущих адептов Высшей Магии и Герметизма, и, совокупностью всех этих преимуществ всячески способствовать физическому, нравственному и духовному усовершенствованию человечества.
Вот почему по справедливости Орден может и должен носить его имя, вот почему в эмблематических заголовках официальных документов Ордена после уже указанной надписи стоят буквы S. L. A. du Phil… Inc… N. V. M. (sous les auspicies de Philosophe Inconnu Notre Vènirable Maitre).** («Под покровительством Неизвестного Философа, нашего Досточтимого Мастера». - прим. S::: I::: Gladius Dei).
II.
Мартинисты в настоящее время представляют из себя христианский светский рыцарский Орден. Цель Мартинизма - создавать людей, высоко развитых духовно и нравственно, способных влиять на других в том же направлении и вполне подготовленных к восприятию и применению каких бы то ни было возвышенных учений.
Преподавание какой бы то ни было Каббалы (Предания), Западной или Восточной, не составляет, строго говоря, непосредственной задачи Ордена, как коллективности. Отдельные члены Ордена, достигнув достаточной степени развития, сумеют сами избрать предмет занятий в этой области.
Задача эта, конечно, облегчается для них теми подготовительными указаниями и руководящими разъяснениями обще традиционного, библиографического и исторического характера, которые они получают от старших и более опытных сочленов, а равно и возможностью сношений с группами, братствами и товариществами, специально посвятившими себя задаче проникновения в догму и практику каббалистических и герметических знаний; но, поспешим прибавить, серьезная и плодотворная работа в этой области далеко не всем по плечу, и очень многие мартинисты довольствуются более скромным поприщем воздействия на ближних в смысле подъема нравственных и духовных сил и отражения этого подъема на поприще частной и общественной деятельности человеческих индивидуальностей.
Упомянутый нами духовно-нравственный подъем своих членов Орден Мартинистов осуществляет, главным образом прививая им следующие идеи:
1) Глубокое проникновение догматом воплощения Божественного Искупителя.
2) Идею строгого и полного уважения к закону иерархического начала во вселенной и в человечестве.
3) Идею необходимости активной, но высоко христианской, исключающей насилие и всякую месть, борьбы с лженачалами, тормозящими проявления упомянутого закона и искажающими чистоту приведенного догмата, как то материализмом, крайним позитивизмом, анархией, беспечностью и невежеством.
Проникновение догматом воплощения Слова влечет за собою для челнов Ордена запрет всякой близости и всякого систематического общения с какими бы то ни было сущностями любого плана Вселенной, не исповедующими этого догмата, и этим вполне определяет характер Теургии Клода де Сен-Мартена.
Злоупотребление вызовами, так называемых, злых сущностей астрального плана, под предлогом изучения демонологии, конечно подлежит осуждению с этой точки зрения; да и вообще всякое проникновение адепта в т.н. низшие подпланы астрального плана должно с точки зрения Мартинизма объясняться и оправдываться какой-либо настоятельной необходимостью в целях науки и добра, а не личного любопытства Оператора и уж конечно не соображениями личного эгоизма утилитаризма низшего разбора.
Рыцарь Jehoschouah должен всегда оставаться верным своему девизу, красующемуся на эмблеме Ордена, и не только в поступках, но даже в отвлеченнейших размышлениях и рассуждениях оставаться христианином в строгом и полном смысле этого слова. Его Теософия и Магия должны быть строго христианскими, его общественная деятельность и частная жизнь должны отражать те же принципы.
Идея иерархического начала проводится, согласно данным эзотерического учения и при том в самой настоятельной и полной форме. Исходя из принципа управления низших планов высшими, Мартинизм не ограничивается применением иерархизма в области учения о духовном, астральном и физическом строе вселенной и тщательным проведением начала в области управления и заведывания самим Орденом и подобными ему коллективностями. Он настоятельно и упорно рекомендует своим членам проводить это начало в их общественной и государственной деятельности в строе семьи и в воспитательной деятельности. Он тщательно предостерегает от увлечений выборным началом и принципом суждения по большинству голосов в вопросах управления коллективностями и в этом опять расходится с франк-масонством, придающим упомянутым элементам преувеличенное значение.
В вопросе о борьбе с дурными направлениями, учителя Ордена строго предостерегают своих учеников от бесцельного, праздного осуждения ближнего и опрометчивого суждения о его поступках, порождающего гордость и самодовольство.
Еще опаснее по их мнению неосновательная критика поступков иерархических властей, ибо она не только грешит против лиц, но пагубно отзывается на мышлении коллективностей, подрывая авторитет власти и искажая идею иерархического принципа, столь дорого всякому мартинисту, обязанному уважать всякую власть в сфере ее проявления, будь она государственная, духовная, общественная или патриархальная.
В противовес материализму, Орден проводит высоко спиритуалистические идеи своих учителей, самоотверженных борцов XVIII столетия. Проводятся эти идеи на почве могущего синтеза традиционных учений западного эзотеризма, но при этом тщательно отмечаются ошибки тех тайных братств и масонских Капитулов, в ритуал которых прокрались символические или словесные указания на элемент кровавой мести или бесповоротного осуждения ближнего.
Мартинист должен бороться лишь теми средствами, которые дают надежду на исправление и обращение ближнего, на возвышение и просвещение грубой и невежественной среды. Он скромный рыцарь Милосердного Христа, а не судья и грозный мститель. Он действует убедительным словом и хорошим примером, а не гордостью или угрозами.
Элемент лености и беспечности мартинистов сумеет побороть в себе и других сознанием долга своего по отношению к Создателю своему, человечеству и всему миру.
Рыцари Христа конечно признают и глубоко чтут всякую Церковь и всякое духовенство, исполняющее свое прямое назначение, но не могут не высказывать открыто недоверие духовным лицам, как например папам, желающим себе присвоить чисто светскую власть лицемерием и интригой, и этим прямо тормозящим просветительную и спасительную деятельность христианства в истории человечества, подрывая авторитет представителей Церкви.
Рассказать: