Luna Eclipse » 26 дек 2015, 00:09
МЕЛКОЛЕПЕСТНИК. Оберег от водяного.
МОЖЖЕВЕЛЬНИК (Верес, вереск). Растение Велеса и Трояна, славянского Бога здоровья.
На Масленице прямо в доме жгли можжевельник и перешагивали через огонь, переносили
детей, домашние вещи, переводили скот, чтобы уберечь от болезней, нечистых духов. Для
защиты от злых духов, по дому размещают ветки можжевельника, жгут их в доме, чтобы запах
изгнал нечисть, и вообще держат под потолочными балками – для «благополучия».
Для возжигания «живого огня» использовали можжевельник – для оберегания скота от
падежа (Рязань); во время холеры подкуривают домочадцев можжевельником, при падеже «жгут
можжуху», проводят скотинку через дым и прыгают сами; чтобы чужой домовой не вредил, двор
осыпают овсом и «кидают муржуху (можжевельник)», «скотинку подкуривают моржухой и
домоведовой травой, чтобы не портил (домовой)». При появлении колдуна избу окуривают
можжевельником. Втыкали под матицу можжевеловую ветку для защиты от белой бабы, от
болезней и грозы.
В Словакии на полотно, отделявшее кровать роженицы от комнаты, вешали кустик
можжевельника. Поляки верили, что от черта можно защититься можжевеловой палкой,
вырезанной 29 сентября, сербы против вампира употребляли можжевеловый кол. Вереск
применяют как отгонное средство против змей. Пояском из можжевеловой ветки опоясывали
солонки, чтобы кикимора не смогла ее украсть для своего мужа.
МОРКОВЬ. Растение Мары. Старинные травники: «Кто носит при себе морковь, тому ни
одна бешеная собака не причинит никакого вреда»; «Морковь огородную кто имеет при себе,
тогда всякого ядовитаго и ползающаго зверя и гада не боится».
МЯТА. Растение Мокоши. В постель и одежду кладут мяту, как оберег от блох. Кладут
молодым в постель на первую брачную ночь – для богатства (Белоруссия).
НЕЧУЙ-ВЕТЕР (Aspera spica, Hieracium pilosella). Усмиряет ветер, оберегает судно и
носящего эту траву от потопления. Рвать траву полагается зубами.
ОДОЛЕНЬ (Nimphaea alba, lutea; Rumex aquaticus; Cicuta virosa; Valeriana off.; Euphorb pilosa).
Растение Дажьбога. Одолень-корень под порогом, не пускает в дом колдунов. Тот, кто имеет в
доме одолень-корень, в силах преодолеть всевозможные препятствия. С ним ходят в суд, чтобы
выиграть дело. Кто имеет одолень – «вельми себе талант обрящет на земли». Всякий
отправляющийся на чужбину (особенно торговый человек), должен держать при себе одолень:
«где ни пройдет, много добра обрящет». Летучий змей боится одолень-травы.
На одолень нашептывают заговор: «Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет
одолень-трава. Одолень-трава, не я тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя Мать –
Сыра Земля, поливали тебя девки простоволосыя, бабки-самокрутки. Одолень-трава, одолей
ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили; отгони ты чародея, ябедника.
Одолень-трава, одолей мне горы высокия, долы низкия, озера синия, берега крутыя, леса
темныя, пеньки и колоды. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во
всей дороженьке». Старинные травники советуют: «Корень ее (должно) иметь при себе
начальным людям»; «Секрет о пчелиной матке. Взять из улья пчелиную матку и одолень-корень,
и залепить в воск, и носить при себе, весьма хорошо это и полезно»; «А у сердца ея на себе с
воском (цвет одоленя, закатанный в воске. – Б. М.) – и тот человек везде честен будет (в почете.
– Б. М.), и владати будет (получишь власть. – Б. М.), и отгонишь врагов своих».
ОЛЬХА. Дерево Велеса. Ветки ольхи втыкают в землю по краям поля для защиты от града и
непогоды; кладут кусочки ольхи в одежду новобрачным – от порчи. Ветка ольхи, сломленная в
пятницу Масленой недели, спасает от пожара. Метла из ольховых веток, заткнутая за трубу,
хранит жилище от проникновения черта и ведьмы.
ОМЕЛА. Растение Велеса. Кладут под подушку – от бессонницы.
ОСИНА. Дерево Мары и Велеса. Если у коровы киснет молоко, ее прогоняют через
положенные вдоль порога осиновые ветви; чтобы ведьма не отбирала у коровы молоко, при
отеле ей на рог крепили кусочек осины, или втыкали во дворе осиновые колышки (Украина).
При кровавом поносе у скота, втыкают осиновый колышек в то место, где помочилась корова.
Во время первого весеннего выгона скота, осину «выламывають и ложать, где корова
перэступаеть через порог, шоб до её ничё нэ прыставало» (Белоруссия). Чтобы велись лошади,
вколачивают осиновый кол в стойле, после того, как оттуда вывезут навоз; чтобы скотине было
легче (???), после вывозки навоза в хлев бросают осиновые прутья; когда купленную скотину
первый раз приведут на двор, то кладут запор и перевязывают его поясом, затем около двора в
землю вбивают осиновый кол, его раскалывают, с животного выстригают немного шерсти и
кладут в трещину кола. Осиновый кол, вколоченный посередине двора, оберегает скотину от
разбушевавшегося домового.
При бессоннице в колыбель кладут осиновое полешко. Строя дом, в углу фундамента
втыкают осиновые колышки, оберегая жилье от бед. Ложась спать в лесу, следует окружить себя
кругом, прочертив его осиновой палкой – от лешего. При приближении эпидемии холеры, в
четырех концах деревни втыкали в землю срубленные осинки, а при эпидемии чумы
размахивали в воздухе осиновыми палками. В огороды втыкают ветки осины, для защиты посева
от кротов и гусениц. В посевы втыкают осиновые ветки и колья (в купальскую ночь), «каб
ведзьми не адняли спор (урожайность. – Б. М.)». На Зеленые святки по углам скотного двора
втыкали осину, чтобы преградить вход ведьмам и колдунам, а на купальскую ночь молодую
осинку втыкали перед дверью хлева – от ведьмы, осиновым колом подпирали в хлев дверь – от
колдуна. Согласно поверьям, русалки, как и ведьмы, всего более боятся крапивы и осины.
Чтобы самоубийцы, после своей смерти не ходили по земле, им в могилу забивали
осиновый кол; украинцы пробивают удавленникам грудь осиновым колом; гроб с опившимся до
смерти бросают в могилу, а вокруг него втыкают осиновые колья, или вбивают кол в спину
опойцы. Чтобы прекратить появления ходячего покойника, ему в могилу, в головах вбывают
основый кол. Знахарь, уничтожая на поле залом, втыкал вокруг него осиновые веточки или же
вырывал его из земли осиновыми палками и сжигал на осиновом же огне. В люльку кладут
осиновой коры, так как ее запах отгоняет нечисть. Во время свадьбы во дворе у ворот ставили
осиновый кол – от колдуна, сглаза, порчи. На «великий четверг», в качестве оберега, осиновый
кол вбивают в «грядник» (брусья-полки под потолком избы).
ОСОТ (Sonchus). Старинные травники: «И та трава велми добра держать при себе торговым
людем, кто захочет пойти быты, носи при себе – куды не поидишь, много добра обрящешь, от
людей честен будешь – великою славою вознесется».
ПАПОРОТНИК (Struthioptreris germanica, Aspidium Filix mas., Ophioglossum vulg., Pteris
aquilina, Asplenium septentrionale, Polypodium vulg., Ptenidium aquailinum, Dryopteris Filix).
Растение Перуна. Старинные травники так о сем растении глаголят: «Траву эту пронять сквозь
золотую или серебреную цепочку и носить при себе, и никакой человек не сможет на тебя зла
помыслить»; «Если кто его (цветок папоротника) возьмет, то никакой дьявол, и ворожея, и
грешник укрыться не может, и дьявольская сила вся ему будет видна и знатна, и ни с какой
своей пакостью от него не укроется»; «Тот цвет очень надобен, если кто хочет богат и мудр
быти»; «Тот цвет положи в рот за щеку и поди, куды хошь: никто тебя не увидит… Тот же цвет
носить на голове – все видеть и знать станешь, и вельми счастлив будешь и достоин всякому
начальству, во всякой чести будешь»; корень с травою носить при себе: «где пойдет, на того
человека никто сердит не бывает, хотя и не друг, а на зло не помыслит».
Носимый на голом теле, отгоняет кошмары, чертей и колдовские чары, а также оберегает дом от молнии, поля от града. Стебелек папоротника, сорванный накануне Купалы в полдень,
приносит счастье в игре. Согласно поверью, носящий семена папоротника в своем поясе,
способен становиться невидимым. Для защиты скота от нечисти и колдовства, ясли вытирали
корнем папоротника. Для вызова дождя следует жечь папоротник. Папороть положенный под
подушку, оберегает от блох. На Купалу по дому и вокруг него рассыпают папоротник, чтоб
ядовитые змеи и нечисть не могли появляться возле дома.
ПЕРЕВЯЖИХА (Potentilla tormentilla, Maranta galgana). Имеющий траву, «от женок испорчен
не будет».
ПЕРЕСТУПЕНЬ (Bryonia alba). Оберег от молнии.
ПЕСИЙ ЯЗЫК (Cynoglossum off.). Чтобы предохранить себя от бешенства (укуса бешеного
пса), следует носить эту траву под пальцем ноги (Словения).
ПЕТРОВ КРЕСТ (Велесовы батоги, Lathaea squamaria, Corallorhiza innata, Corallorhiza trifida
Chatl., Gentiana, Rhinanthus, Astragalus glucyphyllus, Atragene alpina, Scrophularia nodosa, Lathyrus
pisiformis, Cichorium intybus). Растение Велеса. «Петров крест, адамова голова – от всех скорбей»
(Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа). Делает счастливым любое предприятие,
ограждает от всяческих несчастий и болезней, для чего его носят при себе или хранят дома.
Оберегает от порчи, колдунов и нечистой силы. Помогает отыскивать клады. «Едешь на пир –
возьми с собой, пособит от чертей и от напрасной смерти убережет». Если кто неудачно или
несчастливо живет – носить корень в виде порошка, закатанного в воск, на шейном обереге.
Чтобы уберечь женщину, тоскующую по умершему супругу, от «вогненного» (огненного змея),
летающего к ней в образе покойника мужа, ей на шею вешают петров крест.
ПЕТРУШКА. Используется как оберег скота от босорки. Невесты, во время венчания,
держат при себе петрушку (Словакия).
ПИЖМА. Зашивают в одежду, как оберег от вихря (Болгария).
ПИОН. Старинный травник: «Аще кий человек при себе корень или семя имеет, и того дух
нечистый вредити не может, и малым детям на шее носить – и то детинец не испромещет, а то
испытано есть. А в которой храмине пионное семя лежит – и тое храмины никакая стрела не
бьет и молния не зазжет».
ПИХТА. На Масленой неделе по всему дому размещают ветки пихты, для защиты от
нечисти.
ПЛАКУН (Chamemerium angustifolium, Lythrum salicara, Epilobium angustifolium, Spirea
ulmaria, Hypericum ascyrom, Filipondua ulmaria). Растение Лады. Книга «Зелейник»: «Трава
плакун от злобы и напасти… Хорошо из того корня сделать (оберег) и носить на себе – тогда не
бойся врага и супостата. Бог сохранит тебя от всякого бедствия. А рвать ее второго дня августа»;
«А кто на воде плавать хощет, ино плакун корень привязать (к гайтану) и плавать с ним, и того
человека враг, губитель рода человеческаго, николи приступить и приближитися не может, и
погубить, и зла сотворить не может», «носить на себе – тот человек избавлен будет всякия
напасти, и стрельцам ис пищали в тетереви стрелять, и ловушъки окуривать, и звери всякие бить
– а он бежет на тебя, носить трава под пазухой – да убьет зверя и птицу».
Найдя и выкопав плакун, на него заговаривают: «Плакун, плакун! Плакал ты долго, а
выплакал мало. Не катись твои слезы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь
ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорища,
утопи их в слезах; а убегут от твоего позорища, замкни их в ямы преисподние. Будь мое слово
при тебе крепко и твердо. Век веком!» (Говорить, держа корень в руке, оборотясь на восток).
Оберег из плакуна, надетый на шею одержимого, изгоняет из него бесов. Корень и цветы
обладают силой усмирять духов, приводить их в покорность. Коли с собою в пути носить и в
доме держать – нечистые не тронут. Так же считается, что носящего корень плакуна все боятся.
Корень и цвет травы уничтожают чары колдунов и ведьм, спасают от «дьявольского искушения»
и всяких недугов. Помимо этого, плакун употребляется для изгнания домовых.
ПОДБЕЛ (Andromeda, Petasites vulg., Tussilago farfara, Achillea). Оберегает от водяного.
ПОЛЫНЬ (Чернобыль, Божье дерево, Artemisa). Оберегает дом и двор от ведьм. На Зеленые
святки девушки ходят купаться с полынью в руках, чтобы не защекотали русалки, носят ее за
поясом или у застежки сорочки, вплетают полынь в косы или говорят при встрече с русалками:
«полынь», носят под мышками (еще и от ведьм), разбрасывают полынь по избе и под столом. На
Русалии бессарабские украинцы готовили водку, настоянную на полыни – она предохраняет
человека от чертей, которые в эти дни празднуют свадьбы в поднимающихся вихрях. На Купалу
одевали на головы венки из чернобыльника – от призраков, колдунов и болезней, затыкали
полынь в коровники – от ведьм и нечисти.
Оберег от водяного. В одежду зашивают полынь - от вихря (Болгария). От блох, в постель
кладут полынь. Отваром барвинка и полыни моют ружье, чтобы оно стреляло без промаха.
«Помогает от очарования, от молнии, от злых духов, от эпилепсии». Во время путешествия
полынь следовало навязать на себя «в виде кушака» и держать другую ветку в руке – «не
утомишься и будешь иметь удовольствие»; «кто носит полынь в петлице, не знает усталости». От
ведьмы полынь прячут под порогом или крепят к двери. Старинный травник: «Траву чернопыл
кто держит у себя в дому, тогда дух нечистых храмины тои бегает».
ПОРЕЗ БОРОВОЙ (Athamanta?, Libanotis sibirica?, Plantago?) Старинный травник: «Добра
носить на себе – не убоитися никая пакости, напрасныя скорби и беды».
ПРОСТРЕЛ (Anemone, Pulsatilla patens, Aconitum lycoctonum, Nuphar luteum, Adonis vernalis,
Convallaria majalis, Geranium pratens). Растение Перуна. Старинные травники: «Вырывать ее
нужно мая 10 дня. Угодна та трава держать при себе»; «Добра от всякого зла, духа, от порчи и от
всяких пакостей». Чтобы дом был защищен от молнии и пожара и, чтобы жилье в нем было
счастливое, кладут прострел под основное бревно здания или в углы, а на месте, где трава
сорвана, следует оставить красное масленичное яйцо. Также берут с собою в лес, как оберег от
лешего.
ПШЕНО (зерно вообще). Сыпят невесте в ботинки, а жениху – в карман пиджака. Если
женщине во время месячных приходится идти на кладбище, то, для защиты от возможного вреда,
«вжэ насыпаюць зерна ў обув» (Белоруссия).
РАЗРЫВ-ТРАВА (Земельский ключ, Saxifraga, Impatiens, Euphorbia lathyris, Cichorium).
Растение Ярилы. Рвут молча, режут золотом. Чтобы уберечься от пули, носили разрыв-траву в
кармане. Оберег от лихого глаза и порчи.
РОЗА. Использовалась как оберег от сглаза.
РЕДЬКА. Помогает от порчи.
РУМЯНКА (Echium vulg., Lithospermum arvense, Onosa echioides, Anchusa). Кладут в колыбель
– от бессонницы.
РУТА. Ходячего покойника, повадившегося навещать свою вдову, останавливает вплетенная
в косы рута. От проказ домового, над хлевом «затыкали руту эту жоувую» (Белоруссия). Запах
руты отгоняет вештиц, хранит от сглаза и порчи.
РЯБИНА. Дерево Велеса. Стремясь очистить дом от нечисти, на Купалу втыкают рябину в
углы дома, в огороде, оставляют в поле, на гумне. Согласно поверьям, леший боится рябины.
Вернувшись с кладбища, вешают над дверью рябиновые ветки, чтобы умерший не возвратился
домой. Сваха сыпет жениху за голенище рябиновые коренья (ягоды, листья и почки), чтобы на
него не навели порчу. Во время сборов к венцу, невеста клала за пазуху пучок рябины.
Старинный травник: «А коли человек хочет от ведьм стеречися на свадьбе, или на пиру, или
где хто свадьбу в дому имать или пир, найди же первие рябину в лесу на дубовой колоде, наряди с тое рябины посошек схован крепко. Как уж по весне, о кою пору надеешься кокушке
закоковати, в ту пору ходи с тем посошком верху писанным рябиновым, и в котором месте на
первие заслышишь кокуючи, и ты также держишь посошок тот рукою, также в руце держишь, и
ты подле рук у того посоха заметь сверху и с исподу тот жеребей, и уткни одну половину
жеребей под ухо у дверей, а другую половину подле ушка оба пол дверей в той хоромине, в
которой хочешь свадьбу рядити или пир, в ту хоромину никакоже ведьма не может внитти в
двери и воротится».
Рассказать: