Традиция заговаривания в болгарской народной медицине

Re: Традиция заговаривания в болгарской народной медицине

Сообщение Мегана » 10 мар 2015, 23:52

Заговорные тексты могут заканчиваться и формулой проклятья, мишень которой – наказать вредителя. Вредной силой, как правило, владеют мужчины, дамы и девушки. По народным представлениям, они достойны самой беспощадной кары:

«Както се пръскат самовилцките каменье, така да се пръснат и очите на този, дето те е урочасал: ако е мъж – да му се пукне лявото мъдо! Ако е супруга – да се пръсне лявата хи гърда! Ако е мома – да се пукне моминството хи!» («Как лопаются камешки самовильские, так пусть лопнут глаза того, кто тебя сглазил: если это был мужчина, пусть лопнет его левое яйцо! Если это была дама, пусть лопнет её левая грудь! Если это была женщина, пусть растеряет свою невинность!»)

Кара, которая призывается на голову мужчины и дамы, варьируется очень редко. В качестве же наказания девушки может выступать обычное пожелание, чтоб лопнули её глаза, либо более специфическое – чтоб у нее выпали волосы, то есть чтоб она лишилась основного атрибута девичьей красы. Если в перечне вредителей возникает парень, то на его голову частенько также призывается конкретно эта кара:

«…ако iа от момиче, да му укапе руса коса, ако iа от момче, да му укапе чонбаса» («…если это была женщина, пусть выпадут у нее русые волосы, если это был юноша, пусть поредеет у него чуб») Хотя наказание может быть и более ожесточенным:

«…ако те iе iурочил момък, ноге му се пребиле» («…если тебя сглазил юноша, пусть он сломает себе ноги…»)

время от времени в перечень вероятных вредителей включаются и животные – они, по народным представлениям, тоже обязаны быть сурово наказаны за причиненный вред:

«…ако те iе iурочило добиче, шуга га изела; ако те iе iурочил кон, грива му iопадла; ако те iе iурочила коза, сиса гьу отпадла; ако iе iурочила iовца, рогове гьу iодлетели» («…если тебя сглазила скотина, пусть парша её сожрет; если тебя сглазил конь, пусть у него выпадут волосы из гривы; если тебя сглазила коза, пусть у нее отвалится вымя; если тебя сглазила овца, пусть у нее отвалятся рога»)


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Традиция заговаривания в болгарской народной медицине

Сообщение Мегана » 10 мар 2015, 23:52

Наряду с эпическими заговорами в репертуаре знахарок постоянно имеется ряд заговорных микротекстов – заклинательных паремий (в их базе лежит обычное предложение) и заговорно-заклинательных формул (образующихся на базе сравнимо-сопоставительных конструкций). Тексты первой группы почаще всего представляют собой просьбу о помощи, требование, опасность либо предложение удалиться, адресованное болезни:

«Уруките, буруките, да идите ф пусту гори…» («Уроки, буроки, уходите в пустой лес…»)

Тексты второй группы образуются или на базе принципа установления определенных отношений исполнителя с болезнью либо каким-или иным персонажем «того» (символического) мира (почаще всего, это предложение обмена):

«На ти, огньу, плач, та ми дай мир» («Возьми, огонь, плач, а мне отдай покой») [СБНУ, кн. 2, № 3], или по принципу установления вероятной аналогии образов либо явлений настоящего и символического миров. Примером может служить следующий заговор:

«Фтичките по гнездата тихо спят, и твоето сърчице тихо да заспи» («Птички в гнездах тихо спят, и твое сердечко пусть тихо заснет»)

В рамки одного заговорно-заклинательного акта могут входить несколько заговорно-заклинательных формул (как, к примеру, в обряде по изгнанию ужаса методом обкапывания фигуры человека), они могут включаться и в состав отдельных нарративных текстов как заклинательные элементы:

«Поможи ми, Господи, и си светци небесни, и вие мои безсребреници; да iа изпратам болеста од ова мачна душа. Со колак и бардаче, и со голем бакшиш кошула, да си оди на тугьа тугина, преку девет мриньа, и преку деведесет планиньа. Да поiди дори во Тилимса, тамо да си напраi нова кукьа во другега чоека; доста веке го мачи овоi сиромаф и мачен чоечец. Како што го окършам бардачево, така да се здробит во мене болеста, ако не излезит» («Помоги мне, Господи, и все святые небесные, и вы, мои бессребреники; выгнать заболевание из данной души страдающей при помощи калачика и кувшина, и большой рубашки, пусть идет на чужую чужбину, за девять морей, за девяносто девять гор. Пусть дойдет до самого Тилимиса, там пусть сделает новый крючок к другому человеку; хватит уже мучить этого сироту и страдальца. Как разбиваю этот кувшин, так пусть разобьется во мне заболевание, если не захотит выйти»)

таковым образом, в конце XIX – первой половине XX века традиция заговаривания в болгарской народной медицине была в достаточной степени развита. Заговоры использовались для исцеления разных заболеваний, до этого всего, психосоматических, таковых как сглаз и испуг. Лечили таковым методом и разнообразные кожные болезни и повреждения кожи, а также не опасные в большинстве собственном внутренние заболевания. Если же дело касалось инфекционных заболеваний, в особенности эпидемических, то заговоры тут, как правило, были бессильны. Тому есть много свидетельств болгарских этнографов. Так, к примеру, в предисловии к сборнику болгарских заговоров, опубликованному в 2003 году, узнаваемый болгарский ученый-фольклорист Ивета Тодорова-Пирогова пишет: «Най-силните болести изобщо не могат да се лекуват с баяния… За тях се изготвят амулети либо им се правят оброци, където се если за курбан черно агне либо черно шиле» («Самые тяжелые болезни вообще нереально вылечить при помощи заговоров… Для борьбы с ними изготавливают амулеты либо приносят жертву, используя в качестве жертвенного животного темного барашка либо темного ягненка»).


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Пред.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4