Богатое собрание этнографических сокровищ из древних и современных коллекций чувашской национальной одежды, хранящиеся в Чувашском государственном музее, можно увидеть в Музее народного творчества на выставке «Народ в серебряном одеянии». Собрание этой коллекции – уникально и неоценимо по своему значению. Об удивительных обрядах, мудрости, философии чувашского народа мы поговорили с искусствоведом Чувашского государственного художественного музея Геннадием Ивановым-Орковым.
- Расскажите, пожалуйста, об этом ярком, красиво украшенном халате, представленном на этой выставке.
- Здесь вы видите современные чувашские модели одежды, на которых вручную вышит старинный орнамент. Мастерица, создавшая такой халат-«шупар», работает дома. Она вышивает его сама или ей помогают ученицы. Материал, из которого пошит шупар, сделан из посконного холста. А вышивка, созданная руками умелиц, подобрана аналогично старинной. Модель - тоже старинная.
Это не совсем халат, в его обычном понимании. Скорее - одеяние. Мужская одежда для торжественных случаев. Когда-то такую одежду носили чувашские вожди. Простые жители тоже старались так одеться. «Шупар» берегли и носили только во время торжественных случаев - свадьбы, моления. На обычные, домашние моления такой наряд не надевали. Такую одежду до сих пор находят археологи при раскопках. Например, она была обнаружена в древнем алтайском кургане. Все эти находки тщательно изучаются.
Установлено, что такой покрой халата существовал тысячелетие назад. Его нашли в древнем кургане. Он был сшит из кожи. Примечательно, что крой того халата идентичен тому, какой носили чуваши в 19 веке.
Вот здесь варианты более современные, подарочные. Всего их пять. И они сделаны не в классическом стиле. Это вариации «шупар», выполненные творчески. Черный, красный, золотой с красной аппликацией.
Когда-то ученый Гумилев исследовал такой халат и расшифровывал узоры, которые на нем были. Он нашел много общего с культурой древних китайцев. Почему? Здесь должен обязательно присутствовать орнамент. А также на спине необходимо изобразить Древо Жизни. В китайской одежде 19 века, которая хранится в музеях, присутствует такой же узор, как на нашем халате. Такие же ромбы, которые как бы накладываются на человека сверху. Надевая через голову такую одежду, мужчина находится в центре Вселенной. А по сторонам на спину и живот свешиваются углы Вселенной.
- На вашей выставке очень красочные и такие разные шапочки, не похожие на головной убор других народов...
- Форма девичьих шапочек «тухья» напоминает тюбетейку. Девушки из Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана и даже Казахстана носят подобный головной убор и называется он аналогично. Это одна из форм, напоминающая шлем воина. Иногда путают и пытаются приписать наши нежные девичьи «тухьи» воинственным амазонкам. Считаю, это - легенда.
На этой полусферической шапке имеется знак Солнца, но он выполнен по-другому: в форме круга, выложенного бисером. Там символика такая же, но исполнение другое. Думаю, это уже относится к финно-угорской культуре. Возможно, эта форма пришла из Азии через Чувашию и перешла к финно-угорским племенам.
Бесермяне тоже носили полусферические шапочки, которые были украшены ракушками «каури» или монетами.
В произведениях современных модельеров соблюдаются старинные традиции чувашского колорита. Каждый из художников старается по-своему интерпретировать старинные образцы, проследить традиции, формы, орнаментацию декора и материала.
Иногда в современных образцах мастерицы делают этнографические модели и стараются их скопировать, но украшают «тухью» при помощи современного материала: бисера, мелких монет, вышедших из употребления еще в советское время или каких-то жетонов. Качество получается другое, но сама форма и принцип декора сохранен, нанесение орнамента в определенных местах, ритмика, цветовой строй - все это они стараются выдерживать. И это не идет в разрез с традицией, помогает спасти те уцелевшие крупицы прошлого, которые мы имеем, помогает нам помнить старину. Такая школа реконструкции может быть когда-нибудь окажется пригодной для того, чтобы восстанавливать музейные экспонаты. Костюмы ветшают. Даже из-за выездных выставок. Свет, воздух, моль, мошкара, пыль, грязь - не лучшим образом сказываются на экспонатах. Слава Богу, украшения хранятся дольше, чем вышивки.
- Эти украшения выполнены современными мастерицами?
- Здесь мы представляем украшения разных авторов: каждый из них имеет свой почерк. Иногда такие работы тиражируются, а иногда делаются в единичном экземпляре.
Вот такую шапочку «тухья» начали делать небольшим тиражом на фабрике, в объединении художественных промыслов. Она называется «шевле». Художник разработал образец и по нему уже изготавливают на заказ изделия для коллективов или потом их продают как сувениры.
Внешне такие шапочки напоминают традиционный национальный чувашский головной убор. Недостаток таких стилизованных вещей - использование других материалов. Это не серебряные монеты, которые были главным компонентом старинных украшений. Там уже звон - другой. Акустика - другая. А это очень важная особенность в обрядовой культуре, в ее музыкальном восприятии.
Когда женщины и девушки водили хороводы на весенние и летние праздники, такие как «Акатуй», все вокруг наполнялось серебряным звоном, и это было великолепно. Даже обычные украшения и простой головной убор звенит, когда водят хоровод двадцать, тридцать человек. Вы можете себе представить, какое небесное звучание идет от этих украшений?
Сейчас национальный костюм настоящим серебром украсить невозможно, и народ как-то вынужден выходить из положения.
Очень большое количества старинных изделий было утрачено в прошлом. Чувашский народ в 20 веке жил в тяжелых условиях. Его раскулачивали и потом, во время войны, много серебра потерялось. Люди были вынуждены его отдавать или сдавать, а иногда его попросту изымали. Раскулачивание очень сильно обеднило чувашскую культуру, но что-то еще осталось. И хотя бы эти образцы мы должны сохранить и повторять для потомков.
- Почему удалось так хорошо сохранить связь времен, древнюю культуру?
- Почему сохранилась культура древних чувашей? Потому что нам повезло: у нас на территории не было войны. Кроме того, чуваши вели оседлый образ жизни. Они были привязаны к дому. Поэтому, чуваши - люди домашние. И женщины и мужчины. Хотя, мужчины уходили на заработки. И одежда у них очень простая. Она похожа на русскую, хотя крой мужских рубах все-таки отличается от косовороток. Даже разрез на груди делался не в области сердца, а на противоположной стороне. Видимо, считали, что нельзя резать рубаху по сердцу. Может быть думали, что злые духи могут проникнуть к сердцу.
Наши женщины - домоседки. Они очень четко управляли хозяйством: деньгами, серебром, и, соответственно, им владели. По крайней мере, носили его на себе.
Чуваши - народ оседлый, и поэтому родовая память, культ предков для них имели очень большое значение. То, что они поддерживали свои традиции, помогло укрепить дух народа. Пусть не богатый, не дерзкий, и может быть, не такой сильный внешне, но очень глубокий, по своему существу.
Чувашская вышивка - показатель глубины, труда, философии, умения, вкуса девушек. Ведь все эти вышивки выполняли не бабушки, а только девушки, которые готовились к свадьбе. Они должны были заготавливать десятками изделия для своего костюма, для родственников, для будущих детей. Это все - искусство молодых, и в нем отражались те качества, которые считаются чувашскими: скромность, вдумчивость, некоторая нервозность, строгость в поведении, на что обращают внимание многие этнографы. Чуваш - не человек мира, не путешественник. Он может быть даже не воин. В историческом пространстве мы не видим чувашей-воинов, хотя какие-то легенды о древних воинах, связанные с историей булгар и теми войнами, которые велись между русскими и булгарами, булгарами и татаро-монголами, существуют. Но это - легенда.
Ошибочно представление, что чуваши - забитые. Может быть, это придумали русские миссионеры. Вначале религия чуваш шла через русский язык. И такое восприятие, что чуваш не способен понять что-то, имело место. У чувашей свой язык, своя культура. Когда Библию стали переводить на чувашский язык и преподавать в школах на родном языке, положение изменилось. Много интересных людей этой национальности: талантливых, умных философов.
- Иван Яковлев?
- Иван Яковлев был мэтром среди чувашей и авторитетом, верящим в спасение чувашей через православную культуру. Хотя с этой гипотезой многие наши современники не согласны, тем не менее, Яковлев сыграл большую роль в объединении Чувашии и в создании современного чувашского алфавита. У нас тоже есть диалекты, их - три. Яковлев выбрал один из них и упорядочил его. Но чуваши не православный народ.
- А кто? Язычники?
-Нет. Я бы назвал это «чувашской верой». Как у всех некрещеных народов мира у нас есть своя система обрядов, ежегодный календарный цикл. Это система мировоззрения, основанная на законах природы и на законах повседневного труда: нужно весной посеять, летом взращивать, осенью собрать и отпраздновать. Этот цикл повторяется ежегодно, и он формирует систему ритуалов и обрядов.
Или, наблюдая за природой, выстраивали астрономическую систему: где солнце, где луна. Откуда восходит солнце, куда оно заходит, когда посеять и так далее. Чуваш очень внимателен к природе. Так, в принципе, жили все народы в старину.
Русские, венгры, финны интересуются чувашской культурой, потому что они хотят видеть свое древнее прошлое, и, желая изучить культуру славян, обращаются к нашей культуре.
- Когда к чувашской культуре проснулся интерес со стороны других народов?
- Чувашская культура древняя по своему происхождению. Народ сумел сохранить и одежду, и систему орнаментов, и свои мировоззренческие взгляды. Чтобы понять себя, нужно обратиться к чувашам. И это очень мудрое решение. Видимо это началось после введения Петром I указов о европейской культуре. Ученые стали думать, как сохранить свою аутентичность, поэтому стали искать народы, которые ее сохранили. В 18 веке начались экспедиции по изучению Чувашии.
Критик Стасов внимательно изучал чувашскую культуру и указывал на ее особую роль: чуваши передают восточные, в том числе и иранские, мотивы на Запад. Решающая роль этих мотивов принадлежит чувашам. Это его строки, которые потом многие подхватывали и доказывали, что это так на самом деле. Этнограф Смирнов из Казани изучал чувашский орнамент.
Здесь в Ульяновске этим занимался художник и ученый Дмитрий Архангельский. У нас было желание показать здесь две акварели Архангельского. Одна из них хранится у нас в Чебоксарах, а другая - в Ленинском Мемориале. На них изображена одна и та же девушка в одном и том же платье. Но наши планы не осуществились. Дмитрий Архангельский первым выпустил книгу по чувашскому орнаменту, и называлась она «Чувашские узоры». Ее оригинал находится в Чебоксарах: тонкие и, естественно, цветные акварели. К сожалению, вышедший в 1925 году экземпляр был черно-белым. Про эту книгу многие слышали, но не все знают, что оригинал находится в научном архиве Гуманитарного института города Чебоксары.
- Идем по выставке дальше. Такие милые домотканые дорожки...
- Это еще один вид творчества чувашских мастериц: узорное ткачество, сделанное на станке: дорожки, поясок. Таким узорным ткачеством иногда украшают концы головного полотенца. Я видел такие оригинальные полотенца у вас в Ульяновской области. В узорном ткачестве используется до 15-17 оттенков нити разных цветов. Работа очень трудоемкая, мастерица должна точно рассчитать по клеточкам свой узор.
Сколько я не смотрел, как мужчина не смог понять, как этот делается. Это уже не вышивка, а орнамент на ткани. Здесь вместе с основной красной нитью дополнительно вплетаются нити узора. Для каждой нити готовится моточек, который называется сверчок. Таких сверчков набирается до 15 штук. Работа виртуозная: вначале в одну сторону ткут до середины узора, а потом - в другую. Там - какая-то своя хитрость. В итоге получается традиционный геометрический узор, связанный с фактурой холста. И это у нас в Чувашии мы называем «узорное тканье», а не вышивка.
Хотя традиционной у нас все же считается вышивка: на головных полотенцах она двусторонняя. Древняя техника «перевить». С обеих сторон получается чистый, красивый рисунок. Такая вышивка еще встречается на Севере. Здесь у меня не самый лучший образец, но для себя его оставил - для каких-нибудь выставок. Это очень интересный монументальный узор. Во многих изделиях он дополняется ситцем, красным кумачом, шелковыми лентами. И колорит вышивки зависит от эпохи, времени.
В 18 веке были исключительно растительные краски. Иногда, может быть, и покупали синий краситель сандал или индиго, который продавали в виде бруска. Синий цвет был очень дорогим, поэтому его можно редко увидеть в наших вышивках. В основном встречаются четыре цвета: красный, травянисто-зеленый, желтый и, естественно, черный. Черный и белый используют для оттенка, чтобы рисунок был насыщеннее. Особенно этот нюанс заметен в ткачестве.
- Оригинальны и орнаменты...
- Орнаменты у нас встречаются разные. Обычно это Древо Жизни или Знак Солнца, исполняемые в разных вариантах. Как правило, это ромб или равносторонний крест. Древо Жизни встречается у многих народов, которые сохранили культ предков. Оно символизирует связь времен, эпох и поколений. Иногда изображают двух птиц, стоящих напротив друг друга от основного ствола. Смысл Древа Жизни в том, что оно связывает Космос с Землей. Об этом можно прочитать в сказках, где главный герой, перелезая по стволу, попадает то на небо, то в подземелье. Отражение этой мифологии, встречается и в чувашском орнаменте, а также присутствует в культуре всех других народов. Древо жизни может изображаться в виде сложной фигуры или в виде мелкой, простейшей, напоминающей то ли розетку, то ли, какие-то, грабли. Как правило, это - фигура, состоящая из трех частей: центральной, где присутствует изображение Солнца и две боковые части. Вот эти мелкие узоры - это не цветки, не пшеница, а Древо Жизни в разных вариантах. Вот эти, в форме перевернутой горы, на самом деле, тоже ростки. В середине, может быть символ Солнца или горизонтальная модель Вселенной.