СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ СОГЛАСИЯ (ТОЛКИ)

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ СОГЛАСИЯ (ТОЛКИ)

Сообщение vivara2 » 05 мар 2015, 18:04

После церковного раскола в обществе староверов произошли внутренние расколы на толки или по другому согласия. После того как умерли последние старообрядческие священники, ряд староверов заявили. Что истинное священисттво вымерло и нет его более, потому стали сами справлять церковные обряды. это течение стало называться - безпоповци. Но были и другие. Они утверждали что хоть никонианская церковь и ушла в ересь, но наследие благодати Святого Духа сохранилась. Главная задача их теперь найти и переманить на свою сторону никонеанского священника, который согласится справлять старые обряды. Такое течение стали называть - беглопоповцы. Так старообрядческая церковь разделилась на две большие ветви.. В то же время течение беспоповского толка стало делится на множистово своих толков, это и "Хлысты", "Прыгуны", "Бабушкино согласие", "Молокане", "Дырошники" и многие другие. Многие течения беспоповского толка отошли от обрядности православия на столько, что практически потеряли с православный облик. Вот к примеру "Хлысты" (искаженое слово Христы), отказались от икон, ибо истинная икона есть сам человек, обосновывая это словами святого писания. Они крестились двумя руками, ибо птица не летит одним крылом. Собираясь в Сионской горнице они кружили прыгали крестясь друг на друга. Многие впадали в транс. Считалось что на них снизашел Дух Святой.

Бабушкино согласе передало бразды священства старухам, которые справляли церковные обряды, Дырошники считали истинной иконой само небо и потому молились в дыру в стене через которое было видно небо.

Течение беглопоповского толка долгое время искало выход из сложившейся ситуации. Им нужно было переманить на свою сторону не рядового священника, а епископа, тогда можно было бы его поставить в патриаршество и он мог бы рукоположить уже как положеным правилам других священников и епископов. Посылались экспидиции во все уголки Православного мира. И вот однажды им удалось уговорить одного греческого епископа стать на их сторону. Патриаршим ценром пребывания стала Австрия, Белая криница. От сюда и это течение стало называться "Белокриницким согласием". Царь узнав о Белой кринице, договорился с австрийским императором чтобы Белую криницу разогнали а епископа посадили. Так и было. Ток хоть и был арестован Епископ. Но уже он упел рукоположить других епископов и священников, которые рассыпались по миру и всех их найти уже небыло возможности. Теперь главная епархия старообрядцев белокриницкого согласия находится в Москве, на рогожском кладбище.


Аввакум Претрович (1620,1621-1682) - протопоп, видный идиолог русского старообрядчества. Один из руководителей раскола. За отказ признать церковную реформу патриарха Никона был сослан с семьей в 1653 г. в Сибирь. В 1666 по постановлению церковного собора Аввакум был расстрижен и предан анафеме и вновь сослан в Пустозерскийострог, где в 1682 г по царскому указу вместе с ближашими сподвижниками был сожжен в срубе. В своих произведениях "Книга бесед", "Книга толкований", знаменитое "Житие и др", Аввакум ярко истрастно обличал пороки официальной церкви, царские"неправды" и порядки в стране. Был канонизирован старообрядческой церковью.


БЕГУНСКИЙ ТОЛК, страннический толк - течение в беспоповском старообрядчестве, возникшее в кон. 18 в. В разных районах России его последователей именовали пустынниками, скрытниками, голбешниками (голбец - подполье). Сами верующие называют себя истинно-православными христианами странствующими (ИПХС). Основал Бегунский толк беглый солдат Евфимий, который облек свой протест против крепостничества и социальных реформ Петра I в требование разрыва с „обществом антихриста". Проповедуя близкий конец света, наставники Бегунский толк призывали не платить налогов, отказываться от военной службы, не получать документов как „явных знаков антихриста" и др. „Спасение души" для бегунов — это „вечное странство". Однако с нач. 19 в. эти требования перестали быть обязательными для всех последователей Бегунского толка. Среди них появились люди, которые, давая обет странничества, проживают легально, содержат тайные молельни, кельи, их называют „жиловыми", „пристанодержателями", „христолюбцами". Лишь незадолго до смерти они обязаны прятаться в тайник.


ЕДИНОВЕРЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ - одно из течений в старообрядчестве, возникшее в результате соглашения наиболее умеренных старообрядческих кругов, с официальной РПЦ и оформленное в 1800г. Единоверцы были подчинены Синоду, хотя службу в церквах продолжали совершать по своим правилам. В 19 в. многие религиозные общины и скиты старообрядцев, в т. ч. при Преображенском я Рогожском кладбищах и на р. Иргизе, обращались в единоверчество насильственно.


НИКОН (Никита Минов, 1605-1681) - патриарх Московский и всея Руси. Был священником и Москве, затем монахом, архимандритом москов. Новоспасского монастыря (1646), а с 1648 - митрополитом Новгородским, сблизился с царем Алексеем Михайловичем, при содействии которого в 1652 стал патриархом. Для укрепления позиций русского православия и поднятия его престижа провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по византийским образцам, коррективы в обрядности, введение регулярной церковной проповеди и т.п.), вызвавшую к жизни движение за сохранение старых обрядов (старообрядчество), которое привело к церковному расколу. Попытка поставить патриаршество выше самодержавия породила конфликт между Никоном и царем. Рассчитывая, что царь не сможет обойтись без него, Никон в 1658 демонстративно отрекся от патриаршества, однако шантаж успеха не имел. Собор 1666 низложил Никона. Он был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.


ПОМОРСКИЙ ТОЛК, даниловцы - умеренное течение в беспоповщине (старообрядчестве), начало которому было положено Данилой Викулиным и братьями Денисовыми, основавшими на р. Выге (Поморье) в 1695г общину. В 1706г недалеко от нее на р. Лсксс возникает женская лексинская община. Социальную базу поморского толка составили зажиточные слои населения, что предопределило умеренный характер их требований и сближение с официальной светской и церковной властью. Так, в 1738г поморцы признали допустимость молитвы за царя (что вызвало раскол и образование Филип, толка). Важное место в поморском толке занимала проблема брака. Вначале он отвергался, но в кон. 18 в. в Москве возникла община новопоморцев, последователи которой выступали в защиту брака. С нач. 20 в. поморский толк. превратился в наиболее влиятельное направление беспоповщины.


СПАСОВСКИЙ ТОЛК, нетовщина — течение в беспоповщине (старообрядчество) , возникшее в кон. 17 в. в керженских лесах. Спасовский толк был распространен в Нижегор., Яросл. и Костром, губ. Социальную базу его составляло крестьянство. Исходя из общей установки беспоповских соборов о наступлении на земле „царства антихриста", который якобы истребил все таинства, спасовцы утверждали, что добиться спасения души какими-то действиями, лишенными „благодати божьей", невозможно. Путь спасения известен только Спасу (Христу), поэтому необходимо уповать на его милость и молиться. За отрицание православного духовенства, таинств, благодати, храмов, вечерни и пр. приверженцев этого толка поповцы называли нетовцами. В процессе эволюции спасовский толк распался на ряд согласий, среди которых были умеренные, почти смыкавшиеся с поповщиной, и крайние, отрицавшие всякую обрядность. К первым относились глухая нетовщина, в которой считалось возможным совершать обряд крещения и бракосочетания в православной церкви, новоспасовшина (поющая нетовщина), разрешавшая своим наставникам совершать богослужения, крещение, венчание. Крайним ответвлением спасовского толка являлись некрещеная (или строгая) нетовщина, отрицавшая какие либо обряды, и дырники, молившиеся, обращаясь к небольшому отверстию в вост. стене избы. Самакрещенцы, крестившие себя сами, и бабушкино согласие занимали промежуточное положение.


ФЕДОСЕЕВСКИИ ТОЛК - течение в беспоповщине (старообрядчество), основанное в кон. 17 в. Феодосием Васильевым. Социальную базу федосеевского толка составили народные низы, главным образом беглые крестьяне, отсюда непримиримое отношение к самодержавию и православной церкви, строгий аскетизм. Однако в 20-30-е гг. 19 в. в связи с социальным расслоением внутри общин федосеевского толка распадается на ряд согласий, часть верующих переходит в поморский толк и в единоверие. Духовным центром федоровского толка длительное время была община, основанная федосеевцами в 1771г. в Москве на Преображенском кладбище, с мужским и женским монастырями.


Рассказать:
Аватара пользователя
vivara2
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11545
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4