СМЫВАНИЕ, КУПАНИЕ, ОБЛИВАНИЕ

СМЫВАНИЕ, КУПАНИЕ, ОБЛИВАНИЕ

Сообщение vivara2 » 05 мар 2015, 18:02

Смывание (купание, обливание). Знахарки достаточно часто использовали воду при лечении и профилактике различных заболеваний. Однако для этого подходила не всякая вода, а только та, что была взята до восхода солнца из трех колодцев, реки, освященная на Рождество, Крещение, Пасху, Маковея, или "наговореная". Больного, как правило, купали в этой воде, потом выливали в место, где никто не ходить (возле забора, под дерево) или на животное. Иногда больного сразу обмывали такой водой в месте, где люди не ходили.

На юге Украины для лечения сглаза русские, украинцы, болгары использовали одновременно огонь и воду. Приведем общий для этих народов метод лечения: в подготовленную воду баба бросала соль, затем, читая заговор, бросала в нее горящие спички (чаще всего 9), крестила воду ножом. После этой водой умывали больного, давали ее выпить. После лечения воду выливали под ворота, в дверной проем.

Распространенным было использование при лечении перепуга воды, яйца, свинца, воска среди всех восточнославянских народов, в том числе на Юге Украины. Яйцо, свинец, воск были предметами, которые использовали с целью "забрать на себя" болезнь и "замереть". Эти предметы должны были указывать на причину перепуга.

Метод передачи другому человеку, животному, растению (подкидывание болезни в чужой дом, на дорогу и т.д.) также использовался широко при лечении болезней.

Чтобы избавиться, например, от бородавок, нитки, на которых вязали узелки исходя из количества бородавок, бросали на дорогу или на перекресток. При лечении сухот у ребенка, около него сажали собаку или кошку, на которых при чтении заговора переходили сухоты. Одним из наиболее популярных методов лечения лишая был следующий: пораженное место мазали сметаной и давали слизать собаке (все исследованные села).

Закапывание в народной традиции одна из форм обрядового изгнания/уничтожения болезней. В с. Мирном русские-старообрядцы лечили грыжу у ребенка следующим образом: мать подносила мышь к грыже, чтобы она укусила, а затем ее закапывали.

Воду, яйцо, другие предметы, при помощи которых лечили и проводили различные обряды, также закапывали.

Символические ассоциации закапывания с погребением обусловили использование этого действия в обрядах ритуального погребения болезни.

Например, в селах Мирное и Муравлевка, среди русских-старообрядцев функционировал обряд, который не был больше зафиксирован ни в одном из сел региона: больного ребенка мать несла ночью на кладбище. Там ее ждала баба, которая уже выкопала до этого времени две могилки. Лекарка "загадывала" одну из них на выздоровление, другую - на смерть. Мать должна была положить ребенка в одну из них. В это же время знахарка читала заговор. Этот обряд респонденты объясняли возможностью спрогнозировать результат заболевания.

Но материалы, собранные в других регионах Украины и России, позволяет предположить, что таким образом заболевание "хоронили" на кладбище.

Разделение (имитация процесса "перерубания"). На Юге таким методом пользовались в основном при лечении ячменя. Об этом свидетельствует заговор, зафиксированный нами у русских-старообрядцев с. Васильевка:

Чемень! Чемень!
На тебе дулю!
Купи себе топорок
Руби себе поперек!


Рассказать:
Аватара пользователя
vivara2
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11545
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2