Чем прославился самый неординарный русский богатырь.
(О делах добылинных)
По народной популярности Иван Сучкин сын не сравнится с Ильей Муромцем или Добрыней Никитичем, но подвигов он совершил не меньше, чем всем известные богатыри.
Об экстравагантном прозвище добылинного богатыря исследователи спорят до сих пор. По самой распространенной версии, прозвище Иван получил по факту своего волшебного рождения от собаки-сучки. Описывается это в многочисленных волшебных сказках. Собаке кинули с царского стола кости золотой щуки (в других вариантах – окуня). Мякоть рыбы съела царица, а кости обсосала кухарка. От угощения царица, кухарка и собака «понесли» и синхронно родили трех богатырей. Мотив такого сказочного рождения, по мнению литературоведов, восходит к мифу о Даждьбоге-Солнце. По легенде, великого царя Кира вскормила собака. В других версиях – жена пастуха по имени Спако («собака»).
Из трех братьев Иван Сучкин сын (другие прозвища – Сучич, Сученко) – самый младший, но как меньшой Иван-дурак, он оказывается самым ловким, смелым и удачливым. Он выбирает себе и братьям коня посвистом. Себе берет жеребца, упавшего на колени после третьего молодецкого посвиста. Дальше всех забрасывает 40-пудовую палицу (меч, стрелу), попадая в царство Змея. И конечно же, совершает многочисленные богатырские подвиги.
Бой на Калиновом мосту
Продемонстрировать удаль богатырскую Ивану Сучичу приходится для защиты земли русской от Змеев-многоголовых. Сказ о бое на Калиновом мосту имеет многочисленные интерпретации. По одной из них отправляется Иван с братьями на Калинов мост. Пока старшие в ночном дозоре спят, младшенький побеждает сначала трехглавого, а затем девятиглавого противника. И только добудившись в третью ночь старших братьев, он с их помощью лишает самого грозного и могучего Змея огненного пальца, которым Чудище возвращает отрубленные головы на место, а затем и отсекает все 12 его голов.
Сказание о бое на Калиновом мосту интересно еще и тем, что Иван Сучкин сын по ходу сюжета оборачивается котиком в надежде послушать разговор змеиных жен и узнать о планах Змея. Тема оборотничества очень характерна для славянского языческого фольклора, и в русской воинской традиции ей отводится важнейшее место. Вспомним хотя бы Вольгу-богатыря, который превращается в серого волка, или Всеслава Полоцкого из «Слова о полку Игореве», добегающего за ночь в волчьем обличии от Киева до Тмутаракани. Оборотней упоминает и Геродот, писавший о ежегодном обращении в волков невров – праславянского племени, жившего к северо-западу от Черного моря.
В случае же с Иваном Сучичем, он по рождению наделен волче-песьей силой жестокого, яростного и непобедимого воина. А после превращения в кошку он получает еще и колдовскую силу мудрого и сильного знахаря-воителя