Русская печь. Ведьма. Некоторые обряды с печью.

Русская печь. Ведьма. Некоторые обряды с печью.

Сообщение Мегана » 15 апр 2015, 19:03

На это время ее шесток превра­щался в своеобразную лаборато­рию. Знахарка ставила на него по­суду с водой или травяными на­стоями, клала древесный уголь, золу, печину, соль, лук, хлеб, пред­назначенные для наговора. Преж­де чем приступить к заговору, зна­харка придирчиво проверяла, хо­рошо ли закрыта печная труба. Ведь, если во вьюшке или задвиж­ке оставалась хотя бы малейшая щель, слова произносимого заго­вора могли просочиться в нее и выйти через печную трубу нару­жу. А это значило, что вместе со словами в трубу могла вылететь заключенная в них магическая си­ла.

Так уж исстари повелось, что знахарство было преимущест­венно женским занятием, а большинство обрядов соверша­лось около русской печи.

Убедившись, что «утечки» не бу­дет, знахарка становилась лицом к шестку, что-то переливала, что-то смешивала, а потом шепотом произносила слова заговора. Дальше она поступала так, как требовал конкретный случай.


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Русская печь. Ведьма. Некоторые обряды с печью.

Сообщение Мегана » 15 апр 2015, 19:03

В старые годы многие женщины могли самостоятельно отводить порчу от близких. Даже отправля­ясь в дорогу, брали с собой кусочек четвергового угля (вынутого из печи в Великий четверок, то есть в четверг на Страстной неделе перед Пасхой), а также соль и печинку, или опечину (кусочек глины, от­ломленный от русской печи).

В деревнях нередко применяли другой способ снятия порчи. На тряпицу высыпали немного золы, клали несколько кусочков дре­весного угля и печины. Все это за­вязывали в узелок и относили на перекресток дорог. Считалось, что порча останется навсегда на перекрестке вместе с золой, углем и печиной.
По мнению родителей, больше всего от дурного глаза страдали дети. Если ребенок долго не хо­дил и не говорил, то это означало, что его кто-то сглазил. Когда на­ступала пора печь хлеб, молодая мать по совету старших женщин должна была совершить у печи специальные магические дейст­вия. Перед тем как посадить хле­бы в печь, она накрывала ребенка на несколько секунд порожней квашней. Когда же из теста были сформованы ковриги, мать сма­чивала их водой и отправляла в печь. Оставшейся водой она об­мывала руки ребенка и пригова­ривала: «Как мои хлебы кислы, так и ты, мое дитятко, кисни (полней); как мои хлебы всходят, так и ты ходи; как я, мое дитятко, говорю, так и ты говори».
Считалось, что от воздействия дурного глаза дети становились плаксивыми и плохо спали, тер­заемые ночными демонами, кото­рых в народе называли ночницами или криксами. Похожие на лету­чих мышей, они проникали в избу через открытое окно или дверь и вились над колыбелью. Испуган­ный ребенок плакал и кричал. И тогда мать обращалась за помо­щью к печке. Она смазывала сто­пы ребенка растительным маслом и прикладывала их к печному столбу. Во время этого действа она поднимала ребенка вверх так, чтобы он переступал ножками, а на печном столбе оставались сле­ды, ведущие к потолку. При этом мать приговаривала: «Полуноч­ница ночная, полуденница ден­ная, не тронь моего, не ворошь моего, а то сожгу твоего». Другой способ избавления от ночных демонов заключался в следующем. Еще до восхода со­лнца мать затапливала печь. Ког­да дрова разгорались, она подно­сила ребенка к устью печи и, слег­ка постегивая его по ягодицам со­сновой веткой от помела, приго­варивала: «Уйди, испуг, в печную трубу и никогда больше не воз­вращайся».

Однако ночные демоны могли терзать и взрослого человека, на­пустив на него бессонницу. Когда все это терпеть становилось не­вмоготу, к печке-избавительнице обращались с такой мольбой: «Ахти мати, белая печь! Не зна­ешь ты себе ни скорби, ни болез­ни, ни щепоты, ни ломоты; так бы раб божий (называли свое имя) не знал бы ни хитки, ни притки, ни уроков, ни прихоров, ни щипоты, ни ломоты, при утренней заре Марие, при вечерней Маремьям-не, при полуночной Аграфене!»

Чтобы защититься от визи­тов непрошеного гостя, над очагом вешали на ночь засо­хшие ветки валерианы, а зимой сыпали на загнетку так назы­ваемый крещенский снег. Вы­павший на Крещение, снег соби­рали в короб или кадушку и хранили на всякий случай в хо­лодном сарае всю зиму.


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Русская печь. Ведьма. Некоторые обряды с печью.

Сообщение Мегана » 15 апр 2015, 19:03

Очистительная сила печной зо­лы. Чтобы ведьмы да черти со злым умыслом не проникли в крестьянскую избу, хозяева при­глашали знахаря. Ровно в пол­ночь он заговаривал трубу, посы­пая загнетку золой из семи печей, которая у него всегда была в запа­се, а затем произносил слова спе­циального заговора. Собираемая в течение всей зимы печная зола использовалась так­же при других обрядах. У многих народов она наделялась самыми чудесными свойствами.

Считалось, что печная зола не только защищает домочадцев от нечистой силы, но оберега­ет дом и хозяйство от стихий­ных бедствий и помогает при многих болезнях.
Перед Великим постом золу так­же использовали для очищения от всякой скверны. Золой посы­пали хозяйственные постройки, домашний скот и семена. Ее раз­брасывали по полям, в саду и ого­роде, закапывали у порога дома. Считалось, что печная зола спо­собна отвести от домочадцев, а также домашних животных мно­гочисленные болезни, уберечь от ударов молнии и предотвратить пожары. Кроме того, она способ­ствовала повышению урожая и уничтожению вредителей. В последнюю неделю Великого поста, а точнее, в Чистый четве­рок русские крестьяне выгребали из печи золу, выносили на двор и, посыпая ею курятник, хлев и ко­нюшню, приговаривали: «Чтобы курочки неслись, чтобы коровуш­ка доилась, чтобы лошадушка резвой была». В этот же день не забывали попудрить золой ого­род. Старые люди говорили: «Печная зола со Страстного чет­верга, пятницы и субботы охраня­ет капусту от червя». Подобные обрядовые действа происходили накануне Пасхи по всей Европе.


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Русская печь. Ведьма. Некоторые обряды с печью.

Сообщение Мегана » 15 апр 2015, 19:03

Любовные заговоры (присуш­ки). Печь занимала особое место в делах сердечных. Чтобы присушить девицу, добрый молодец должен был произнести у горя­щей печи такие слова: «Выйду я на улицу, на божий свет, посмот­рю в чисто поле. В чистом поле 77 медных каленых печей, на 77 мед­ных, на светлых каленых печах по 77 Яги-баб... Коль горят пылко и жарко медные печи, так же бы ра­ба божья (в этом месте называ­лось имя девицы) пеклась и кади­лась во всякое время, во всяк час, утра рано, вечера поздно, о серед­ки дня, о полуночи, о утренней за­ре и вечерней...»
Некоторые девичьи присушки от­личались необычайной просто­той. Растопив печь, девица произ­носила перед ее устьем: «Как жар­ко дрова разгораются, так разго­релось бы по мне сердце молодец­кое!»

Считалось, что наиболее силь­ное действие присушки оказы­вают в день Андрея Первозван­ного (13 декабря).
На русском Севере в этот день во время топки печи девица, желав­шая присушить добра молодца, должна была произнести перед печью следующие слова заговора: «Господи Иисусе Христе, сыне бо­жий, помилуй мя грешную. Дымы вы дымы, пойдите вы, дымы, по высоким горам и по синим морям, разыщите вы, дымы, раба божья (называлось имя) и разожгите вы, дымы, раба божья (имя) и разо­жгите вы, дымы, у раба божья (имя) печень и легкие, чтобы раб божий (имя) не мог без рабыбожьей (называлось свое имя) ни жить и ни есть, чтобы не было ему покою, чтобы думал все, скорбел о рабе божьей (имя). Во имя отца и сына и святого духа. Аминь». В обычные дни также можно бы­ло попробовать присушить при­глянувшегося парня. Ближе к по­луночи, улучив время, когда в до­ме все засыпали, девушка снима­ла с себя крест, распускала воло­сы и становилась перед печью на черное сукно. Под каждую пятку она клала по серебряной монетке. Затем, открыв вьюшку и задвиж­ку, произносила тихо в трубу: «Выйду я из дверей, не благосло-вясь, из ворот, не перекрестясь, пойду в чистое поле, за чистым полем стоит зеленая роща, в этой зеленой роще — большое дере­во — осина, а у нее есть зеленая вершина, на ее зеленой вершине сидит большой старший черт. Черт-батюшка, помоги мне, со­служи мне службу большую, вы­зови 99 твоих бесенят и пошли их к добру молодцу (имя). Пусть во-зьмут его сердце, вырвут у него душу, тоской пересушат грудь, сердце и душу принесут ко мне». Закончив заклинать, девица тот­час закрывала трубу, а наутро разменивала серебряные монеты и раздавала их нищим.


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Русская печь. Ведьма. Некоторые обряды с печью.

Сообщение Мегана » 15 апр 2015, 19:03

Заклинание на остуду и ссору.
Если на пути влюбленной девицы вставала разлучница, ее стара­лись поссорить с добрым молод-цем с помощью заклинаний. Пе­ред тем как его произнести, нуж­но было сходить поочередно в три лавки и купить в каждой на ко­пейку поваренной соли. Затем из бака или бочки, где бучили (пари­ли) белье, девица брала три гор­сти печной золы, слегка подсуши­вала и смешивала с принесенной солью. Одну половину этой смеси она тайно высыпала у дверей доб­ра молодца, а другую половину — у крыльца соперницы. Разбрасы­вая соленую золу, девица произ­носила: «Как эта зола с солью не сойдутся, гора с горой не сойдет­ся, берег с берегом не сойдется,так и вы, рабы божьи (здесь назы­вались имена), не сойдетесь во ве­ки веков. Аминь!» «Изжигание» любви. Если все попытки присушить добра молод­ца, а также поссорить его с сопер­ницей оказались безрезультатны­ми, ничего не оставалось делать, как «изжечь» (изгнать) любовь из своего сердца, чтобы навеки поки­нула тоска-печаль. На Крещение, когда в доме топилась печь, деви­ца клала в огонь камень, например один из тех, которые используют­ся в качестве гнета при засолке огурцов. Когда камень накалялся, девица подхватывала его на ухват и бегом несла к ближайшей про­руби. Когда камень с шипением опускался на дно реки или пруда, девица наклонялась к проруби и внимательно рассматривала его. Если камень разваливался на час­ти, то это было верным признаком того, что печаль-тоска уйдет на­всегда. Когда же оказывалось, что камень остался целым и невреди­мым, то это означало, что все ста­рания были напрасны.


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Русская печь. Ведьма. Некоторые обряды с печью.

Сообщение Мегана » 15 апр 2015, 19:04

Считалось, что по тому, как вел себя в печи огонь, можно судить о будущем.

Гадание на печной золе. В пол­ночь, накануне Нового года, когда на деревенской улице наступала тишина, девицы выходили за во­рота и посыпали снег печной зо­лой. Рассеивая золу, девицы при­говаривали: «Суженый богатый, ступи сапогом; суженый бедный, лаптем». Наутро они шли смот­реть, какие следы отпечатались на снегу, припорошенном золой. Если следы отсутствовали сов­сем, значит, в этом году под венец идти не придется.


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Русская печь. Ведьма. Некоторые обряды с печью.

Сообщение Мегана » 15 апр 2015, 19:04

Среди старинных деревенских обрядов не последнее место занимает приворот на дым. Главным энергетическим центром деревенской избы всегда была печь. Она и грела дом, и готовила еду, и служила своего рода сосредоточием достатка, изобилия, богатства. Не удивительно, что существует огромное количество обрядов, связанных с печью: от снятия сглаза и порчи до приворотов и защитной магии. В "печных" ритуалах главный аспект делается на породу дерева, дрова из которого используются в магическом действе. Для очищающих обрядов используют в основном осиновые, березовые дрова. Для любовной магии - яблоневые, вишневые, кленовые поленья. Важным является и то, что человек, совершающий ритуал, должен срубить дрова собственноручно, а не использовать уже имеющиеся в доме. Иногда требуется украсть полено с чужого двора - но это уже оговаривается отдельно в обряде.
Еще одной особенностью магии деревенской русской печи является соединение в ритуалах трех стихий: огня, земли и воздуха. Земля представлена дровами, углем, воздух - дымом. Стихия Земля придает обряду стабильность, основательность и заземленность, воздух (дым) - влияет на событийную структуру, т.е. сразу посылает сигнал в область событий, создает необходимые изменения в реальности для воплощения задуманного. Огонь ускоряет процесс реализации желаемого, и наделяет ритуал дополнительной силой, энергией.

Один из видов таких приворотов совершается в полночь, на растущую луну, в ночь с пятницы на субботу. Для обряда заранее подготовьте пять толстых веток яблони - в качестве дров. Кстати, за неимением печи этот обряд можно совершать на перекрестке в безлюдном месте (перекресток тропинок - не езженый, там где пешком ходят). За полчаса до полуночи сложите дрова треугольником, в центр положите фотографию любимого человека. Подобный обряд был описан нами в статье "как вернуть бывшего парня", но в данном ритуале есть свои особенности. Не разжигая костра, направьте открытые ладони в сторону сложенных дровен, и трижды прочитайте заговор: "Любовное пламя, тебя призываю. В сердце (имя) тебя направляю. Для счастья семейного, крепких уз я пламя любви разожгу для двоих. Пусть сила любви меня (ваше имя) и (имя любимого чел.) в единый союз сольет, и наши судьбы едины станут, одной дорогой союз наш пойдет. Призываю!" После третьего прочтения разожгите костер. Когда повалит дым, скажите: "Дым, лети, неси мою волю до (имя). Всю силу любви в (имя) внеси, и сердце его (ее) ко мне обрати. Да будет (имя) со мной навсегда, сольется в единое наша судьба. Истинно!" Посидите еще немного возле костра, визуализируя, как ваш любимый человек начинает вас любить, как сила призванной вами любви разжигает его сердце, и т.п. Дождитесь, пока костер потухнет. Соберите несколько обугленных палочек яблони, и отнесите их к дому возлюбленного. Положите их там рядышком, чтобы он (или она) перешагивал их при ходьбе. Если ваш любимый человек живет в городской квартире, можно подложить их под его подъезд.
Есть еще один ритуал - приворот на дым с элементами вызова возлюбленного. То есть, этот обряд не только посылает любовь в сердце и душу привороженного, но и вызывает вашу скорую с ним (или с ней) встречу. Для обряда вам понадобятся две кленовые палочки. Длиной около 15-18 см, не очень толстые, примерно с мизинец толщиной. Когда будете палочки с дерева срывать, обязательно сначала обратитесь к клену с просьбой взять его ветки, объясните, зачем вам это нужно. А потом, после того, как аккуратно срежете ветки, оставьте возле корней дерева какое-либо подношение. Это может быть сдоба, вами приготовленная, или удобрение для дерева.
Обряд проводится дома, на растущей луне, в пятницу. В любое время дня. Вам нужно будет открыть форточку в вашей спальне, зажечь красную свечу. От свечи подожгите эти две палочки Если будут затухать, поджигайте снова - главное, чтобы с них шел дым. Сделайте так, чтобы дым выходил в форточку. И произнесите заговор: "Дым, неси мои слова до ушей и сердца (имя). Своей волей, силой клена, разжигаю в твоем сердце пламя огненной любви. (имя), жарко полюби ты меня, желаньем страстным возгори ко мне (ваше имя). Как огонь горяч, и чувства пусть твои горят огнем, утром, вечером, ночью и днем. Без меня тебе тоскливо. Встречу ты со мной ищи, поскорей приди! Заклинаю, призываю, закрепляю! Аминь!". Оставьте огарки палочек около 4 см. Затем скрестите их, а в перекрестье накапайте воска с горящей красной свечи так, чтобы покрепче их скрепить. Затем отнесите их на первый ближайший перекресток возле дома любимого человека. Положите их и скажите про себя: "Сделано". Потом идите домой, молча и не оглядываясь.


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Русская печь. Ведьма. Некоторые обряды с печью.

Сообщение Мегана » 15 апр 2015, 19:04

вот полный текст заговора:

«Выйду я на улицу, на божий свет, посмотрю в чисто поле. В чистом поле 77 медных каленых печей, на 77 медных, на светлых каленых печах по 77 Яги-баб, они те печи разжигают, на лопаты печные людские сердца сажают. КАК сердце людское в печи запекётся, так душа любовным жаром займётся!
Печи жаром, огнём горят - сердца любовью палят.
Коль горят пылко и жарко медные печи, так же бы (имя рек того кого в себя влюбить хочешь) сердце пеклось и кадилось во всякое время, во всяк час, утра рано, вечера поздно, о середки дня, о полуночи, о утренней заре и вечерней, без меня не билось. По мне (имя рек себя) тосковало, в огненом угаре пылало. Как печь без огня не печь, так (имя рек) без меня (имя рек) спать лечь. Печью заклято, запечатано, в сердце (имя рек -кого делаешь) выжженно! "


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Русская печь. Ведьма. Некоторые обряды с печью.

Сообщение Мегана » 15 апр 2015, 19:04

Наказание вора

Когда в доме совершалась кража, после которой вору удавалось скрыться, крестьяне пытались наказать его с помощью печного огня. Но это было возможно только при том условии, если вор оставлял хотя бы незначительную улику, например клок одежды или отпечаток обуви на земле. Клок воровской одежды опутывали ветками терновника или чертополоха, прикалывали булавками и вешали в трубе. Считалось, что жулик будет испытывать невыносимые боли до тех пор, пока клок его одежды будет висеть в трубе. Порой он не выдерживал нечеловеческих мук и приходил, чтобы уничтожить улики. В это время его и задерживали. Белорусские крестьяне наказывали вора несколько иным способом. После совершения кражи они внимательно осматривали все вокруг. Обнаружив отпечаток обуви злоумышленника, они измеряли след лучинкой или прутиком. Обломив лишнее, мерку вешали в печной трубе. По их убеждению, жулик постепенно начнет сохнуть, как сохнет в трубе лучина, и непременно умрет, как только лучина истлеет от печного жара.
Некоторые девичьи присушки отличались необычайной простотой. Растопив печь, девица произносила перед ее устьем: «Как жарко дрова разгораются, так разгорелось бы по мне сердце молодецкое!»


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Русская печь. Ведьма. Некоторые обряды с печью.

Сообщение Мегана » 15 апр 2015, 19:05

Простуда и радикулит

Простуду, а также радикулит народные лекари лечили на печи с помощью так называемых «пупошников» — маленьких глиняных горшочков.
После парной бани больного клали на печь животом вниз. Затем разрезали пополам несколько картофелин и в каждую половинку втыкали по три спички или небольшие березовые лучинки. Лучинки поджигали и ставили картофелину на больное место. Сверху картофелину накрывали «пупошником», который присасывался к коже подобно стеклянным медицинским банкам. Таким же способом ставили все остальные горшочки. Когда через несколько минут «пупошники» отваливались, картофелины убирали, больному давали выпить малинового взвара, накрывали теплым одеялом и оставляли выспаться на печи до утра. В иных местах, перед тем как залезть на печь, больной принимал ванну из снеговой воды. В печи в больших чугунах предварительно растапливали собранный на огородах снег. Одновременно нагревали в топливнике один или несколько песчаных камней. Снеговую воду выливали в большую бочку, поставленную у печи. Вслед за этим в бочку бросали на¬гретый на огне камень. Когда во¬да от камня нагревалась, в бочку опускался больной и сидел в воде до тех пор, пока его не прошибал пот. После этого больного обтирали, давали выпить малинового взвара и отправляли на жарко натопленную печь.
Если лежанка печи была чем-то вроде огромной грелки, согревающей все тело, то обычный печной кирпич служил для согрева отдельных его частей. Кирпич заранее нагревали в печи, затем завертывали в ткань и прикладывали к больному месту. Грелка из кирпича оставалась теплой до самого утра. Современные врачи нередко советуют (если, разумеется, есть возможность) вместо резиновой грелки использовать нагретый кирпич, источающий ровное сухое тепло. Для такой грелки более подходит плотный кирпич, не
имеющий трещин. И конечно же, предпочтительнее приспособить под грелку старинный кирпич, имеющий более крупные размеры и более высокую плотность. Лечебное значение лежанки русской печи увеличивалось благодаря умелому подбору древесины для полатей, служащих ее продолжением. По возможности их старались изготовить из дуба и березы. Считалось, что древесина этих деревьев излучает положительную энергию и благотворно влияет на здоровье человека. Конечно, есть и другая, более прозаичная причина: их твердая и плотная древесина выдерживает довольно высокую температуру и к тому же в ней нет смолы. А это значит, что деревянные части печи не будут обугливаться, а печной жар не будет вытапливать из нее липкую, пахнущую скипидаром смолу.


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3