Тотемы, животные хранители

Модератор: Helga

Re: Тотемы, животные хранители

Сообщение Мегана » 15 апр 2015, 14:03

ДВЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ТОТЕМИЗМА


Как указывает Элькин [1954, с. 140-151], все эти разновидности тотемизма могут быть отнесены к двум категориям: тотемизм социальный и тотемизм обрядовый, или культовый.


В первой основное внимание уделяется социальному фактору. Иными словами, связи человека с тотемом основаны на принадлежности его к определенному социальному объединению, и взаимоотношения между людьми, принадлежащими к одному такому объединению, имеют тотемическую окраску. Социальный тотемизм часто играет определенную роль при вступлении в брак и при выборе партнеров в половых сношениях. Обычно принадлежность к социальному тотемическому объединению детерминируется матрилинейным счетом происхождения. Брак между мужчиной и женщиной, имеющими одни и те же тотемические связи, рассматривается как неправильный. Требование тотемической экзогамии может иметь мифологическое обоснование. Кроме того, от лиц, связанных с определенными социальными тотемами, ожидается особое поведение. Им не разрешено убивать и употреблять в пищу эти тотемы (животных или растения), так как считается, что у человека и его тотема одна "плоть". К тотему могут относиться как к старшему брату или сестре или даже как к руководителю, покровителю. Применение термина "плоть" указывает на тесные связи, близость между человеком и его тотемом.


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Тотемы, животные хранители

Сообщение Мегана » 15 апр 2015, 14:03

В случае обрядового, или культового, тотемизма положение иное. Тотем не считается "плотью" или "мясом", и обычно его не запрещают убивать и есть. Эта разновидность тотемизма была обнаружена у аборигенов большей части Австралии. Обычно культовые тотемы определяются патрилинейным счетом происхождения, хотя, как известно из источников, на п-ове Кейп-Йорк существует матрилинейный культовый тотемизм [Шарп, 1939, с. 453- 454; 1943, с. 69]. Соблюдению экзогамии культовых тотемических групп не придается большого значения. Муж и жена даже могут предпочесть иметь одни и те же тотемические связи, как в ряде районов Западной пустыни [Бернд Р., 1959а, с. 100]. На принадлежащей каждому племени территории имеются священные места, которые ассоциируются с существами, жившими там в мифические времена. Это могут быть источники, скалы, холмы, деревья, пещеры, стены которых покрыты рисунками, сделанными охрой или кровью. Каждое из этих мест находится под охраной нескольких взрослых, полностью инициированных мужчин, получивших эти обязанности по рождению или по зачатию. Эти мужчины являются хранителями мифов, связанных с данный местом или несколькими местами, и руководят или проводят соответствующие обряды.


Прежде чем обратиться к краткому рассмотрению мифологии, а затем обрядов (см. главу VII), необходимо напомнить, что, рассматривая тотемизм, обычно следует иметь в виду несколько узловых моментов. Тотемизм не всегда требует экзогамии, экзогамия чаще всего бывает связана с социальным, а не с культовым тотемизмом. В прошлом значение экзогамии тотемических групп сильно преувеличивали. То же можно сказать о запрете употреблять в пищу тотемических животных или тотемические растения. Ряд примеров таких запретов приводится Хауиттом [1904]. Во многих случаях, однако, в особенности в культовом тотемизме, даже когда абориген отождествляет себя с тотемом, мясо тотемических животных или тотемические растения свободно можно есть, причем этому поеданию тотема не придается никакого сакраментального или ритуального значения.


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Тотемы, животные хранители

Сообщение Мегана » 15 апр 2015, 14:03

Важно также помнить, что не все пищевые табу (а они существуют в каждом сообществе аборигенов), которые люди обязаны соблюдать в кризисные периоды жизни или во время проведении определенных обрядов и т. д., связаны с тотемизмом. Более того, нельзя рассматривать отношения индивидуума с его тотемом изолированно: тотем - это символ более обширной цепи ассоциаций. Человек и его тотем, в представлении аборигенов, обладают тем, что мы можем назвать их общей священной сущностью, не только в силу особой связи между ними, но и в силу того, что эта связь лишь часть более широких отношений человека с мифическими существами или тотемическими предками. Тотем служит связующим звеном между миром живых людей и миром мифов. Через это связующее звено человек соединяется с Вечным сновидением и в определенном смысле принадлежит Миру сновидения. Более того, мифические существа иногда воплощаются в живых людей, и тотем символизирует это представление. Штрелов [1947, с. 92-93] останавливается на этом вопросе, пересказывая среди прочих историю о предке - медоносном муравье, жившем в Льяба, "пожелавшем воплотиться в женщину, которая в его честь взяла имя Льябаринья". В Балго человек так говорит о своем тотеме: "Это я, я делал то-то и то-то!" В Западной пустыне танцор, изображающий своего тотема во время обряда, не просто играет роль, но считается действительно этим тотемом. Во многих случаях тотем - вления природы, животные или растения - считаются необходимыми для материального благосостояния и физического выживания людей. Шарп [1943, с. 69] предложил следующее определение: "Тотемом может быть любой существующий в настоящем элемент физического или духовного окружения, либо отдельное явление, либо, что бывает чаще, целые классы или виды вещей, действий, состояний или качеств, которые постоянно воспроизводятся и в силу этого считаются вечными". Тотемизм, по его словам, представляет собой "формализованные отношения" между людьми и "постоянными элементами физического окружения". Радклифф-Браун [1952, с. 131] считал, что опасно довольствоваться краткой формулировкой: австралийский тотемизм нельзя определять лишь как "механизм, с помощью которого устанавливается единство между человеком и природой". Это только одна сторона вопроса. Тотемизм, как он полагает, "это видение вселенной как морального или социального порядка, что является основой любого религиозного мировоззрения". Тотемизм - это философия, комплекс символов, традиционное выражение системы ценностей, существующих в обществе аборигенов.


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Пред.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15