ДВЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ТОТЕМИЗМА
Как указывает Элькин [1954, с. 140-151], все эти разновидности тотемизма могут быть отнесены к двум категориям: тотемизм социальный и тотемизм обрядовый, или культовый.
В первой основное внимание уделяется социальному фактору. Иными словами, связи человека с тотемом основаны на принадлежности его к определенному социальному объединению, и взаимоотношения между людьми, принадлежащими к одному такому объединению, имеют тотемическую окраску. Социальный тотемизм часто играет определенную роль при вступлении в брак и при выборе партнеров в половых сношениях. Обычно принадлежность к социальному тотемическому объединению детерминируется матрилинейным счетом происхождения. Брак между мужчиной и женщиной, имеющими одни и те же тотемические связи, рассматривается как неправильный. Требование тотемической экзогамии может иметь мифологическое обоснование. Кроме того, от лиц, связанных с определенными социальными тотемами, ожидается особое поведение. Им не разрешено убивать и употреблять в пищу эти тотемы (животных или растения), так как считается, что у человека и его тотема одна "плоть". К тотему могут относиться как к старшему брату или сестре или даже как к руководителю, покровителю. Применение термина "плоть" указывает на тесные связи, близость между человеком и его тотемом.