В основе правил изготовления Пеленашки воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы – пуп. Куклу изготавливали из куска ношенной домотканной одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Завязанный тугой узел посередине скатки символизировал пуп (узел располоается спереди куклы!). Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как и пуповину при рождении ребенка. Вторая существенная деталь – голова.
Чтобы сбить злых духов с толку, спеленутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался татус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка.
В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый.
Пеленашка или кукла-младенчик имеет обереговую конструкцию. Кукла дается в ручку ребенка в качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не "сглазить" ребенка говорили про куклу: "Ой, до чего кукленок-то хорош!"
Куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младеньчик в платочке, запеленутый в пеленку и обвитый свивальником. Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Лоскут достаточно длинный, а ношенная ткань - тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношенная ткань несет в себе частичку жизненной силы.
Поразительно сколько умений передается при изготовлении этой простой куколки! Я так и вижу бабушку, которая приговаривает, делая куколку: «А пуповиночку откусим не коротко, да подождем, чтобы биться перестала. Потом уж завяжем. А кончики - то потом уж отсохнут. Да запеленаем. Вот так. Да так. Ну, вот и хорошо. И ладно». И теперь застанут роды в неурочном месте - не растеряется рожаница, всплывут знания, полученные в детстве.
Сам процесс изготовления символизирует выделение человека из мира природы. Была бесформенная тряпочка, а стала куколка. Интересно и то состояние, которое возникает при скатывании. Оно близко к состоянию созерцания. Состояние созерцания, как я думаю, это такое внимание спокойное, как бы без мыслей, и думается там образами. Или мысли там текут плавно и вытекают одна за другой. И как - то хорошо решать в нем задачи. Руки там сами делают. А я как-то расширяюсь и просто смотрю. Если оно не возникает, скрутка не получается. То кривится, то разваливается.
Думаю, дети при изготовлении скруток, витых поясков получают опыт состояния созерцания, которое необходимо при творении нового. А по тому, какие трудности возникают у ребенка при изготовлении куколки, и как он их преодолевает, можно судить о его характере.
Самим способом скатывания передается и длительный труд вынашивания ребенка. А также способ навивания тела пеленашки, как и кукол закруток и столбушек, передает образ слоистого устройства тонких тел человека, образ постепенного воплощения. Тут отзываются и слои личности. Но все это требует более подробного изучения. Так что простая куколка оказывается не такой уж и простой.