"Мы часто теряем очень много времени из-за недооценки собственных
возможностей. Но если бы хоть часть этого времени мы затратили на мысленное
исследование взаимоотношений с жизнью, то открыли бы, что на самом деле
гораздо более сильны, чем привыкли думать", - написала Кэрол Лоуренс в
номере "Чикаго Трибьюн" от 14 ноября 1975 года. Она прошла обучение на
курсах по управлению разумом по рекомендации другой выпускницы курсов
Маргариты Пиацца.
И действительно, большинство из нас сковано узкими рамками собственных
представлений о том, что мы собой представляем и на что способны. Но пройдя
курс управления разумом, вы вскоре испытываете радость освобождения от оков
и находите новую свободу вне их. Когда вы начинаете понимать, на что
по-настоящему способны, ваша самооценка значительно повышается. По этому
вопросу было проведено несколько исследований и получены интересные
результаты. Эти исследования проводились в больших группах людей как среди
тех, кто не имел особенных проблем с самооценкой, так и среди тех, чье
мнение о себе разрушалось, - студентов, а также алкоголиков, наркоманов,
заключенных и социально малообеспеченных.
Для начала обратимся к студенчеству и учащимся. Метод управления
разумом преподавался часто как полноправный предмет изучения в двадцати
четырех колледжах и университетах, 16 высших и 8 начальных школах.
Вероятно, вы склонны считать, что один и тот же курс, одинаково
преподаваемый в различных школах учащимся разных возрастов, различного
культурного и экономического положения, должен был бы дать различные
результаты. На деле это не так - результаты были настолько однородны, что
теперь стало можно с уверенностью сказать, что в основном они предсказуемы.
Стоит ввести преподавание метода управления разумом в учебном заведении, и
вы получите учащихся с большей тягой к учебе, большей целеустремленностью,
проистекающей из улучшенной способности самостоятельного решения возникающих
проблем. Другими словами, с большей силой личностного эго. Этот факт был
научно доказан доктором Джорджем Де Сау, бывшим директором отдела
исследований в сфере образования при курсах по управлению разумом, а ранее
директором отдела консультаций и тестирования окружного Общественного
колледжа в Уильямспорте (Пенсильвания).
Первое тестирование проводилось в 1972 году в высшей школе Халахана в
Филадельфии, где около 2000 учащихся прошли курс обучения управлению
разумом. За неделю до прохождения курсов и через две недели после них 220
произвольно отобранных учащихся заполнили персональный опросный лист
(опубликованный Институтом исследований способностей человеческой личности),
содержащий около 140 вопросов, достаточно точно отражающих представление
человека о самом себе. Затем по опросному листу можно составить своего рода
портрет личности, в котором отражаются 14 характеристик - предприимчивость,
энергичность, уверенность в себе и так далее. Тестирование с помощью данного
опросного листа широко применяется в исследованиях и консультативной работе.
Составленные портреты 220 отобранных учащихся объединялись в единый
групповой профиль, а затем данные, полученные до и после обучения на курсах
по управлению разумом, подвергались сравнению. В результате наблюдался
существенный сдвиг в сторону усиления личностного эго, уверенности в себе и
самообладания, снижались нетерпеливость, чувство беззащитности и
отчужденности. В некоторых отношениях учащиеся оставались прежними -
например, сохранялись стремление доминировать или подчиняться, деликатный
или более напористый склад ума. Учитывая все это, делался логичный вывод о
том, что после курсов по управлению разумом учащиеся приобретали большее
самоуважение в сравнении с тем, что было до них.
Естественно, с изменением жизненных условий день ото дня изменяется и
наша самооценка. Если мы проведем тестирование произвольно отобранной группы
учащихся, а затем повторим его три недели спустя, то обнаружим определенные
изменения. Такой подход также применялся разработчиками теста. В подобных
экспериментах вполне можно ожидать произвольных изменений, происходящих по
воле случая. Вероятность подобных изменений была рассчитана. Для оценки
результатов тестирования в высшей школе Халахана необходимо было определить,
насколько процент зарегистрированных изменений превосходит процент случайных
изменений. И вот что получилось.
Для того чтобы произвести положительные изменения в усилении личности,
настолько же существенные, как те, что произошли после курсов по управлению
разумом в школе Халахана, тест должен был быть проведен более тысячи раз в
произвольно отобранной группе, более тысячи раз, чтобы результаты
соответствовали изменениям в отношении уверенности в себе, более тысячи раз,
чтобы получить те же результаты в отношении самообладания. Следовательно,
такие существенные изменения не были делом случая, к ним привел курс
управления разумом по методу Сильва.
Когда курс еще не был закончен, репортер Джо Кларк из "Филадельфия
Дейли Ньюс" взял интервью у нескольких школьников во время обеденного
перерыва. В статье, появившейся 27 сентября 1972 года, он процитировал ответ
Кэти Брэди, которая с восьми лет страдала от дурной привычки грызть ногти:
"Я всегда начинаю грызть ногти, когда разволнуюсь.
И сегодня утром, когда я вошла в аудиторию, у меня было такое желание,
но я удержалась. Я просто подумала про себя: "Перестань кусать ногти". А
потом закрыла глаза и расслабилась".
Пэт Айзенлор рассказала репортеру, что впервые уклонилась от драки со
своим младшим братом - событие, которого никогда не случалось раньше. "Я
сказала себе: "Не надо злиться. Зачем драться?" И не стала драться. К тому
же я избавилась от головной боли, просто велев ей уйти. Я знаю, что это
звучит странно, но это сработало."
Теперь давайте сравним результаты исследований в этой школе с двумя
другими исследованиями, одном проведенном в Лоренсвилле, питтсбургской
высшей католической школе с совместным обучением мальчиков и девочек, и
другом - в Сент-Фиделис, высшей католической школе для мальчиков,
планирующих стать священнослужителями.
В Лоренсвилле и Сент-Фиделис, как и в школе Халахана, наилучшим образом
укрепилась сила личностного эго. Что еще более интересно, это изменение было
практически однородно - групповой профиль каждой из школ улучшился
настолько, что случайно такое изменение могло произойти лишь в одном случае
из тысячи. Одинаковая степень изменения такой характеристики, как
самообладание, произошла в школе Халахана и Лоренсвилля, хотя несколько
меньше в Сент-Фиделис. Несомненно положительные изменения характеристики
уверенности в себе произошли во всех трех школах, хотя и не в равной
степени.
Результаты исследований, частью которых явились описанные выше
эксперименты в школах, не полностью удовлетворили доктора Де Сау. Хотя он и
был ободрен и обнадежен весьма однородными результатами испытаний метода
управления разумом, для полной убедительности картины чего-то недоставало.
Тесты, проводимые в группах до курсов управления разумом и через две недели
после них, не показывали, насколько долговременно их влияние. Такие данные
могло обеспечить тестирование через четыре месяца после обучения на курсах.
Доктор Де Сау провел такое тестирование в Лоренсвилле и Сент-Фиделис и
столкнулся с неожиданностью. По всем перечисленным выше характеристикам -
усиление личностного эго, уверенность в себе, самообладание - учащиеся обеих
школ показали гораздо больший прогресс через четыре месяца, чем через две
недели после обучения на курсах!
В отчете об исследованиях доктор Де Сау изложил свои выводы:
Возможно, изменения, происшедшие с упомянутыми группами учащихся
различных учебных заведений, лучше всего оцениваются с точки зрения,
изложенной Джоном Холтом, учителем и публицистом. Согласно взглядам Джона
Холта, одним из наибольших недостатков школьного образовательного процесса
зачастую является педагогическая методика учителя, вызывающая появление у
учеников беспокойства, чувства вины и практически постоянной зависимости от
учительских одобрения или неодобрения - всех тех условий, которые
способствуют развитию конформизма, неврозов, роботоподобного поведения и
никак не способствуют улучшению преподавания и прогрессу человеческой
личности. Есть реальные основания предполагать, что подобные условия
существуют и в других общественных институтах.
Данные исследований, приведенные выше, указывают, что, по крайней мере
с точки зрения образования, имеется реальная обновляющая альтернатива
сложившейся ситуации. Сущность фактора устойчивых и значительных изменений,
происходящих благодаря обучению на курсах по управлению разумом, заключается
в переходе на внутренние точки опоры, другими словами, в лучшем понимании
личностью своей собственной ценности, что является значительным шагом к
самоконтролю и самоуправлению в противовес управлению извне другими.