25 ноября день Марены

Модератор: Kvark

25 ноября день Марены

Сообщение Arina » 24 ноя 2018, 22:12

Изображение
Ноябрь – месяц особенный. По календарю еще осень, а по погоде – настоящая зима. По народному календарю именно в ноябре она и наступала. У славян переломным днем было 25 ноября – День Марены, богини ночи, зимы и смерти. Погода в этот день резко портилась, дул холодный ветер, дождь сменялся снегом, осенняя слякоть замерзала.

Мара-Марена издревле почиталась славянами как темный лик Великой Богини, матери всего сущего. Если Светлая Жива даёт всякому животу жизнь и тепло, то Тёмная Мара обрекает всё отжившее на смерть и хлад. Созидание и разрушение, жизнь и смерть – две стороны Бытия: они не существуют по отдельности, но действуют всегда сообща. Без смерти нет обновления, возрождения, превосхождения себя. Всякое обучение предполагает смену старых, отживших понятий – новыми. Духовное Посвящение достигается путём смерти нашего прежнего естества и возрождения нас в новом качестве. Изначально Мара была богиней Жизни и Смерти, забирая души умерших, она позволяла им переродиться вновь. Со временем, об этом стали забывать, и Марена стала ассоциироваться исключительно со смертью, принося страх в души людей.

Изображение

У Марены было несколько обличий. Она могла предстать молодой девушкой, высокой красивой женщиной с распущенными длинными волосами или сгорбленной уродливой старухой. символами ее были черная Луна, разбитые черепа и серп, которым обрезает она нити судеб. От ее имени пошли слова «мор», «морок», «марево», «мрак» и «смерть». Возможно, она напоминает вам Гекату, и это неудивительно: двойники ее были в мифах и легендах разных народов мира. В русских сказках она дошла до нас в образе Марьи-Моревны. – женщины-воительницы, наделенной колдовской силой, побившей великое войско и пленившей Кощея Бессмертного.
На зачине дня Марены не приносились требы и жертвы, не разжигалось праздничных костров, не произносилось никаких обрядовых заговоров и славлений. так как все они приносились бы Марене. Потому день начинался со слов обавницы: «А ни Мары, а ни Морока не посмеем славить!»

Вечером этого дня из огня вынимались пылающие головни, и славяне всем миром шли к незамерзшей болотной трясине или полынье, чтоб показать, что не боятся Марены. Придя на место, люди тушили принесенные головни в полынье, символически давая отпор Владычице Зимы и обращая взор свой на огонь внутренний – огонь сердца. Лишь после возвращения можно было впервые за день вкусить пищу. В этот день на стол ставились оладьи, морковь, репа и кисель.
Последний раз редактировалось Misti 25 ноя 2018, 02:07, всего редактировалось 1 раз.


Рассказать:
"Славянские руны" на Литрес. Скидка 10% по https://www.litres.ru/arina-veshtica/sl ... 1b8dea0fd2
Аватара пользователя
Arina
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 5112
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: 25 ноября Навий день или день Марены

Сообщение Arina » 24 ноя 2018, 22:16

Изображение

Хотя не смели славянам восславлять Марену, как славили они Светлых Богов, она все же заслуживала особого возвеличивания. Ведь Черные Боги не были слепыми беспощадными силами зла, как полагают некоторые. Они разрушали все костное и отжившее и скрывали то, что должно быть сокрыто от очей несведущих. Мара, завершая год, отправляла на период своего царствования землю на покой, укрывая снегом, чтоб земля за зиму могла отдохнуть и набраться живительных сил к весне.

Не следовало призывать Марену ее до срока, поминать в тоске и унынии, во гневе и во злобе, чтоб не быть ослепленным ими же. Лишь усмирившие страсти свои могли радеть по ней. В вечерних сумерках или в ночи радели они о Маре, проводили Кологодные обряды, воздавая заслуженные почести Темной Богине и возвеличивая ее должным образом. Хороводы на тех обрядах водились противосолонь (против хода солнца) в отличие от водимых посолонь во славу Светлых Богов. Воспевали Черную Матерь, прося, насколько возможно, отвести Недолю и всякое лихо, ограждая сородичей, дома, дворы и скот оберегами и особыми заклинаниями.

Мара-марушка хозяюшка-матушка
Дозволи ныне тя величати
Не расточати но собирати
Приди к нам тя чтущим
Приди к нам день твой блюдущим
Приди к нам во нощи радеющим
Приди к нам челом те бьющим
Приди дорогами белыми
Приди зелеными елями
Приди со слугами грозными
Приди с вьюгами морозными
Приди мати да не с горями
Приди мати да не с хворями
Приди мати мягка да добра
Приди мати блага да лепа
Приди укрой землю шубою белою
Приди сбереги в полях семя до времени
По рекам мосты мости ледяные
По брегам крепи возводи крутые
Отрини хлады да мороки
Отрини сглазы-притороки
Отрини напрчь изжившее
Худое яко не бывшее
Отрини не возврати
От стара к нову веди!
Гой! Черна мати! Гой-ма!


Рассказать:
"Славянские руны" на Литрес. Скидка 10% по https://www.litres.ru/arina-veshtica/sl ... 1b8dea0fd2
Аватара пользователя
Arina
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 5112
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: 25 ноября день Марены

Сообщение Misti » 25 ноя 2018, 02:11

Изображение

В день Богини Марены славяне обязательно стремились попасть на болото, для того, чтобы показать Марене, что они ее не боятся.

Славянская мифология прямо связывает Марену с сезонными ритуальными обрядами, посвященными умиранию природы и ее последующему воскрешению.

Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню "мармор", связанное со смертью (мором).
Леля, Жива и Марена – три дочери Сварога и Лады.

В переводе с санскрита "mara" значит "убивающий", "уничтожающий". Не случайно в буддийской мифологии "Мара" - божество, персонифицировавшее "зло" и все то, что приводит к смерти живые существа. Он (Мара) искушал Будду под деревом Бодхи и создавал препятствия на духовном пути всех Бодхисаттв, стремившихся к "просветлению". Согласно буддийским мифам, божеству Маре подчинено огромное количество демонов ненависти и вожделения (рассматриваемых буддийскими философами прежде всего как персонификации различных аспектов человеческой психики); также он (буддийский Мара) имеет дочерей, воплощающих собой сексуальные страсти.

Древне-кельтские мифы повествуют о богине войны Морриган, появляющейся на полях битв и предвещавшей смерть. Чаще всего она принимала облик вороны; именно в таком виде она уселась на плечо героя Кухулина, когда тот погиб в бою против армии королевы Медб (королевы Коннахта, яростной женщины-воительницы).

В славянских мифах и легендах часто встречаются персонажи, носящие такие имена, как Мара, Маря, Маруха, Мора (и близкое к нему Кикимора), Марена, Морена, Марана, Маржана, Маржена и т.п., связанные (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с олицетворениями смерти, а также с сезонными ритуалами умирания (а затем воскресения) природы. В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело - воплощение смерти и зимы, которое топили (разрывали, сжигали), что призвано было обеспечить хороший урожай.

В западнославянской мифологии известна польская Маржана, отождествляемая хронистом XV века Я.Длугошем с римской богиней подземного мира Церерой; чешская Морана, отождествляемая с греческой богиней мрака и чародейства Гекатой [древние авторы, говорящие о божествах славян-язычников, упоминали о Марене как о богине вроде Гекаты и Деметры - одновременно, смерть и плодородие]. Белорусская Мара - "нечисть" [т.е., не "белосветное" божество ], сходная по функциям с Марой низшей мифологии народов Европы, олицетворяет собой, в частности, злой дух, садящийся ночью на грудь спящего и взывающий удушье (в Средние Века ассоциировавшийся также с инкубами и суккубами). Представление о Маре как о воплощении ночного кошмара запечатлено в польском "zmora" ("кошмар"), француском "cauchemar" ("кошмар"), английском "nightmare" ("кошмар"; от "night").

Скандинавская "Марена" - это Хель.

Мара - одно из самых древних, таинственных и "смутных" божеств в славянских языческих поверьях. Мара - богиня в облике высокой женщины или, напротив, сгорбленной старухи, но с длинными распущенными волосами. Иногда - красивая девушка в белом, иногда женщина, одетая в черное и рвань, а также космата. Тем не менее, Мара в славянской традиции не столько воплощенный ночной кошмар, сколько воплощенная судьба, ведающая перемены в жизнях обитателей дома, (она как призрак может появляется в доме,предвещая что-либо). Слово "Мара" также означает и "туман, мгла, марево". В этом Мара схожа с "Белой Женщиной", повсеместно означающей смерть и грядущие несчастья.

Если рассматривать "мифологический" уровень понимания изначальной традиции, то следует упомянуть, что, согласно одному из мифов, Марена является дочерью Черного Змея (охраняющего переход из Яви в Навь по Калинову Мосту) и внучка Ящера, владыки Подземного Мира, которую взял замуж Кощей (одна из ипостасей Чернобога), ее родной брат по отцу; от Кощея Марена родила дочерей Водяницу, Ледяницу, Снежану, Немочу, Замору и других, связанных с умиранием, неурожаем, скотьим мором и т.п; сопровождают Марену "мары" - бестелесные навии ("навки"), вестницы смерти.
Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.

Время года, которому покровительствует Марена - зима, сторона света - запад (где умирает Солнце), время суток - ночь (лучшее время для темного колдовства). Есть еще один День Марены (Навий день) и весной - 1 марта, когда сжигают чучело Мары,проводя обряд прощания с зимой и встреча Весны.

Источник
Последний раз редактировалось Misti 25 ноя 2018, 02:19, всего редактировалось 1 раз.


Рассказать:
Чем больше узнаешь, тем сильнее становишься Изображение
Аватара пользователя
Misti
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3177
Зарегистрирован: 09 май 2016


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5