РНБ. Собр. Н. М. Михайловского. О.115. 1762 г. писал(а):Заглавие «Таинственная книжка» указывает на то, что переписчик
ориентировался на печатную продукцию. Характерно и то, что загла-
вие написано на отдельном листе, то есть осмысляется как самостоя-
тельная часть текста. Заголовки различных записей выделены более
крупным шрифтом и отделены от самого текста записи отступом и го-
ризонтальной чертой.
В принципе можно думать, что источником рукописи послужило
какое-то печатное издание. В таком случае нельзя исключать того, что
дата на 1-м листе рукописи (1762 г.) относится не к самой рукописи, а
к ее опубликованному (или рукописному) протографу (на русском или
ином языке), а сама рукопись писана позднее. Однако нам представ-
ляется более убедительным другое объяснение: составитель рукописи
мог просто стилизовать ее под печатное издание с определенными вы-
ходными данными. В этом случае дата на обложке скорее всего соот-
ветствует дате создания рукописи.
Все это придает тексту черты переходного явления между рукопис-
ной и печатной книгой. Закономерно возникает вопрос: не копировал
ли переписчик какое-то русское издание XVIII века? По-видимому, на
этот вопрос можно ответить отрицательно. Подобной книги в русской
печати XVIII в., кажется не появлялось; во всяком случае в «Сводном
каталоге русской книги ХVIII века» (М., 1962–1967. Т. 1–5) она не чис-
лится.
В рукописи не используются титла, в том числе и при написа-
нии таких слов и выражений, как «Бог отец» (л. 2 об., 13), «Бог сын»
(л. 2 об., 13), «Бог дух святый» (л. 2 об., 13 об.), «Троица» (л. 2), «Ангел
Господень» (л. 2 об.).
В тексте встречаются знаки планет: Венера, Меркурий,
Марс, Сатурн, Юпитер, Солнце, Луна и неко-
торые другие условные обозначения.
Слова или фрагменты, написанные более крупным почерком, пе-
редаются полужирным шрифтом. Написание заглавных букв и знаков
препинания в целом сохранено как в оригинале.
Таинственная книжка.
1762 года
Когда ты против неприятеля идешь или в первой раз из дому своего выходишь, то говори сию молитву.
Теперь изхожу я с помощию божиею, теперь изхожу я с силою бо-
жиею, теперь изхожу я со славою божиею, буди мне защитником святая
почтенная Троица. Крестись. +++3
Сколь истинно и верно господь живет и существует, // (л. 2 об.)
столь истинно и верно его небесный Ангел во всех моих поступках
меня защитит, Бог отец есть моя защита, Бог Сын есть моя сила, Бог
Дух святый есть моя крепость. Ангел Господень избий всех моих вра-
гов. Крестись. +++
Для излечения зубов.
Написанныя сии слова на лоскутке бумаги Abica cabrica. Amen.
Дай больному на несколько времяни на болной зуб, то вскоре зубы за-
живут.
Для излечения лихорадки.
Напиши на миндалном зерне новою иголкою сиё слово HАВЕRА,
потом // (л. 3 об.) дай ее проглотить болному. Естьли же сиё не помо-
жет, то напиши по прошествии трех минут на другом миндалном корне
сиё слово FEBERA и дай так же проглотить. Но естьли же и сиё не по-
может, то напиши на третьем миндалном зерне сеё слово CHRA и дай
проглотить, то болной верно выздоровеет.
Чтоб получить желаемое.
Дабы получить желаемое, надлежит взять язык от // (л. 4) коршу-
на, которой не должно отрезывать ножем или другим каким железным
орудием, но должно его вырвать и, обернув в новое сукно, носить его
на шее: сиё много раз испытывано и с пользою употребляемо было.
Изгнание змиев и Диавола.
Естьли хотят изгнать змиев в отдаленное место, то пусть сварят,
а потом сожгут перья коршуновы. А естьли кто носит сердце сея //
(л. 4 об.) птицы, тот не будет боятся змиев. Его же перевязанное сердце
ресницами львовыми или волчьими изгоняет Диавола.
Предохранять себя от нечистаго Духа и от других случаев.
Тот, кто имеет всегда при себе траву, именуемую (чернобыльник) армуаз, не бу-
дет опасатся чего-либо себе худаго со стороны нечистых духов, // (л. 5)
ниже от рыб, ни от воды, ниже от огня, и ничто ему не в состоянии
будет вредить. Естьли же будет он иметь ее в своем дому, то гром не
может его дому вредить, также и никакой ядовитой воздух его не может
заразить, с тем толко естьли она будет положена при входе.