Деметра - уязвимая Богиня
Деметра (у римлян Церера) – богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Она была вторым ребенком Реи и Кроноса. Деметра стала четвертой супругой Зевса (Юпитера), который также был ее братом.
От союза Зевса и Деметры родился единственный ребенок, их дочь Персефона, с которой Деметра была связана в мифе и культе. После похищения дочери Персефоны Гадесом, Деметра бродила в отчаянии по земле в поисках своей дочери. Покинув Олимп, она превратилась в старуху и скиталась, не узнанная, по всему свету, отказываясь действовать.
Как следствие, прекратилось произрастание и рождение всего живого. Голод грозил уничтожить род человеческий и тем самым лишить олимпийских богов поклонения и жертвоприношений. Наконец Зевс отреагировал на происходящее. Он направил Гермеса, посланца богов, к Гадесу, повелев привести Персефону обратно.
Гермес доставил Персефону матери. После воссоединения с дочерью Деметра вернула земле цветение и плодородие.
Деметра – архетип материнства. Она представляет материнский инстинкт, осуществляемый через беременность, через физическое, психологическое или духовное питание и воспитание других. Этот архетип определяет склонность женщины к депрессии в случае, если ее потребность выращивать и воспитывать отвергается.
Женщина с сильным архетипом Деметры страстно желает быть матерью, а став ею, открывает для себя эту роль как самореализацию. Архетип матери побуждает женщину воспитывать и питать других, быть великодушной и щедрой и находить удовлетворение в качестве кормилицы семьи, заботясь о семье и доме.
Если женщина побуждается Деметрой бессознательно, то может обнаружить, что забеременела "случайно". Аборт идет вразрез с ее глубинным внутренним требованием иметь ребенка. Если такая женщина все таки решается на аборт, то возникает сильный внутренний конфликт и она испытывает скорее чувство вины, чем освобождения.
Материнский инстинкт Деметры не ограничивается только ролью биологической матери. Роль приемной матери или приходящей няни позволяет многим женщинам выражать материнскую любовь. В своих близких отношениях она кормит, воспитывает и поддерживает, помогает и отдает. Она обеспечивает других тем, в чем, как она видит, они нуждаются.
Деметра обожает кормить всех. Ей доставляет удовольствие подавать обильную еду семье или гостям. Деметра в качестве богини плодородия обеспечивала человеческий род урожаями и отвечала за плодородие земли. Согласно мифам, Деметра была самой щедрой и великодушной богиней. Она научила людей возделывать пшеницу и дарила богатые урожаи.
Женщина - Деметра делает то, что необходимо, с теплотой и практичностью. Обычно она щедра, направлена во внешний мир, альтруистична и предана людям и принципам. У нее твердые убеждения.
Многие Деметры рано вступают в брак. Они отдают предпочтение скорее семье, чем образованию или работе. Деметры тянутся к "традиционно женским" профессиям вроде учительницы, воспитательницы, медицинского работника. Они могут стать терапевтами, психотерапевтами, педиатрами, детскими воспитателями.
Женщина-Деметра привлекает мужчин, чувствующих влечение к женщинам материнского типа. Деметра выбор не совершает. Она откликается на потребность мужчины и может даже быть с мужчиной потому, что сочувствует ему. У женщин-Деметр нет больших ожиданий в отношении мужчин. Чаще всего они воспринимают мужчин просто как "больших мальчиков".
Женщина-Деметра часто вступает в связь с мужчиной, который исключительно потребляет, не давая ничего взамен. Близкие отношения с таким мужчиной могут годами ограничивать эмоциональную жизнь женщины-Деметры и истощать ее в финансовом плане.
Еще один типичный супруг Деметры – мужчина, который хочет девушку, точную копию своей мамочки. Он хочет, чтобы она была заботливой, теплой, отзывчивой, следила за его питанием, покупала ему одежду и держала ее в порядке, направляла к врачу или дантисту, когда это ему необходимо, устраивала его социальную жизнь.
Самый подходящий для Деметры мужчина - это зрелый и щедрый человек. Такой мужчина имеет сильное желание иметь семью, и он видит в женщине-Деметре партнера, разделяющего его мечту. Этот тип мужчин – "хороший папочка" для своих детей, но он также присматривает и за ней.
Мужчина семейного типа помогает ей осуществить себя через рождение детей. Для первых двух типов мужчин, идея завести ребенка содержит в себе угрозу, и они могут настаивать на аборте, если она забеременеет.
Сексуальность для Деметры не слишком важна. У нее обычно нет сильного полового стремления. Она женственная, теплая, любящая женщина, скорее "обнимающая", чем сексуальная. У многих женщин-Деметр весьма пуританское отношение к сексу. Для них секс существует ради продолжения рода, а не для удовольствия.
Все женщины-Деметры воспринимают себя именно как хороших матерей, у которых на первом плане интересы детей. Они будут поощрять зависимость и держать ребенка "привязанным к своей юбке". Так же они поступает и в других близких отношениях.
Например, Деметра может взрастить "зависимого ребенка", когда лелеет "бедного маленького мальчика" в своем любовнике или заботится о "беспокойном ребенке" в своей подруге.
Такая женщина благодаря своим стараниям быть необходимой ("мама знает лучше") или чрезмерному контролю ("позволь мне сделать это за тебя") делает окружающих инфантильными. Женщина-Деметра чувствует себя спокойно и надежно, если окружающие нуждаются в ней.
Когда женщина-Деметра остается одна, дети вырастают, уходят из дома, она рискует впасть в хроническую депрессию, вызванную "чувством пустого гнезда и пустоты". Может закончиться ее работа няни, она может потерять своих клиентов или учеников.
В этом случае женщина-Деметра склонна скорее погружаться в депрессию, чем испытывать гнев или активно бороться за то, что для нее значимо. В такие моменты ее жизнь лишена смысла. Ее психологическое развитие останавливается.
Подобно Деметре, она может не есть, не спать, не заботиться о собственной гигиене. Ничто ее не интересует, все кажется мрачным и бессмысленным. Она ощущает, что у нее нет сил жить и развиваться. женщина находится в состоянии гнева оттого, что исчез источник смысла ее жизни.
Если женщина стремится изучить эти состояния, она может постепенно осознать свои отрицательные стороны Деметры. Осознание их является самой большой ее проблемой. Если она не развивается за пределы Деметры, в ней больше не нуждаются.
Для женщины-Деметры важно прежде всего стать хорошей матерью для самой себя.
Женщина может "застрять" в любой фазе или пройти через диктуемую мифом схему поведения и развиваться дальше. Некоторые депрессивные женщины никогда не выздоравливают; их существование становится пустым, ожесточенным и бессмысленным.
Но выздоровление и развитие возможны. Сам миф предлагает два решения. Во-первых, узнав о похищении Персефоны, Деметра оставила Олимп, чтобы скитаться по земле. В Элевсине депрессивная и горюющая Деметра была приглашена в семейство, где стала воспитательницей Демофонта.
Она воспитывала мальчика как своего собственного. Так она справилась со своей потерей благодаря любви и уходу за кем-то еще.
Во-вторых, к выздоровлению Деметры привело воссоединение с Персефоной. Горюющая мать воссоединилась со своей вечно юной дочерью, ее депрессия прекратилась, она опять стала функционировать как богиня плодородия, вернув всему живому возможность произрастать и развиваться.
Метафорически – это то, чем заканчивается депрессия: возвращается архетип юности (Персефона). Идет время. Затем пробуждается надежда. Может быть, женщина замечает, как прекрасно голубое небо. Ее может тронуть чье-то сострадание. Возможно, у нее возникнет настоятельная потребность завершить давно заброшенное дело.
Эмоционально – это небольшие знаки весны. Вскоре после первых знаков возвращающейся жизни женщина снова становится собой, исполняется жизненной силы и щедрости, воссоединяется с той частью себя, которая была утрачена.
Миф о Деметре и Персефоне говорит о возможности развития через страдание. В этом случае женщина-Деметра может овладеть земной мудростью, которую отражает природа.
Такая женщина обучается и понимает, что может пережить все, что бы ни случилось, зная, что, как весна следует за зимой, так за изменением привычных схем поведения следует трансформированный человеческий опыт.