Список Райских и Адских мест в мифологиях народов мира

Re: Список Райских и Адских мест в мифологиях народов мира

Сообщение Мегана » 15 фев 2015, 19:45

Китеж-град – в русских средневековых легендах, город, спасшийся чудесным образом от завоевателей-монголов в 13 веке. При появлении войск хана Батыя вблизи города некая княжна начала молиться богу прося спасти город от нашествия и Китеж стал невидимым а на утро опустился на дно озера Светлояр. Град-Китеж символизирует место, где возможно земное счастье.

Изображение

Кунь-лунь, - в древнекитайской мифологии священная гора, находившаяся где-то на западной окраине китайских земель. В основе мифов о Куньлуне лежит, видимо, представление о мировой горе. Считалось, что К. имеет высоту 11 тыс. ли 14 бучи и 6 цуней (более 7 тысяч километров), что из Куньлунь берёт начало главная река Древнего Китая — Хуанхэ. Путь к Куньлунь преграждали Жошуй («слабая вода») и огнедышащие горы. Куньлунь представляли как нижнюю столицу небесного правителя Шан-ди («верховного владыки»). Там были висячие сады (сюаньпу), нефритовый источник (яошуй) с прозрачной водой, нефритовый пруд (яочи). Согласно «Шань хай цзину» («Книга гор и морей»). Дух Лу-у («дух холма?»), управитель Куньлунь, имел туловище тигра, но человечье лицо, девять хвостов и тигриные лапы с когтями. Лу-у управлял девятью пределами неба и садами Шан-ди. Там же был и зверь-людоед тулоу. похожий на четырёхрогого барана. 1 птица циньюань, подобная пчеле, но - величиной с утку (она несла смерть зверям и пернатым, стоило ей клюнуть дерево, и оно засыхало), птица чунь (перепел), заведовавшая утварью Шан-ди, дерево шатан (песоч-ное), похожее на дикую грушу, но с плодами вроде сливы без косточек. съев которые человек получал способность не тонуть, трава, которая снимает усталость. По более поздним преданиям, там же росло дерево бессмертия, которое давало плоды — чудесные персики раз в тысячу лет, и другие волшебные деревья. В результате контаминации образов Шан-ди и Хуан-ди появилось представление о Куньлунь как столице Хуан-ди, окруженной нефритовой стеной, с
каждой стороны которой было по колодцев и по 9 ворот. Внутри был дворец Хуан-ди, окружённый еще 5 стенами с 12 башнями. На самом высоком месте подле дворца рос чудесный рисовый колос, высотой в 4 чжана (ок. 12 метров).
Куньлунь считалась также местом обитания Си-ван-му («Владычицы Запада») и бессмертных. В средневековых даосских легендах Куньлунь — земной рай (наряду с горой Панлай). После распространения в Китае в первых веках н.э. буддизма представления о горе Куньлунь отчасти слилось с индийскими представлениями о горе Меру. Куньлунь рассматривали также как место соединения неба и земли, где поочередно прятались солнце и луна. На самой вершине Куньлунь жил девятиголовый зверь, открывающий рассвет, - кайминшоу ростом в 4 чжана.
Изображение


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Список Райских и Адских мест в мифологиях народов мира

Сообщение Мегана » 15 фев 2015, 19:46

Ланка - в индийской мифологии остров, примыкающий к Джамбу-двипе (см. Двипа), и город на нём, столица царства ракшасов. Согласно «Рамаяне» и «Махабхарате» (III 258—276), город Ланка был построен из золота Вишвакарманом и подарен БрахмойКубере. Но затем город и остров перешли во власть Раваны, владыки ракшасов, и были отняты у него после жестокой борьбы Рамой. В «Бхагавата-пуране» говорится, что остров Ланка был первоначально одной из вершин золотой горы Меру, которую оторвало ветром и унесло в море. Мифический остров Ланка был отождествлён с островом Синхала (позже Цейлон), впервые — в буддистской хронике «Дипавамса». Современное государство, так же как и сам остров, носит название Шри Ланка («благословенная Ланка»).
Изображение

Левка - в древнегреческой мифологии один из райских островов блаженных, остров «белый», куда была перенесена душа Аххила. Находится, предположительно, в Черном море, у устья Дуная.

Изображение


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Список Райских и Адских мест в мифологиях народов мира

Сообщение Мегана » 15 фев 2015, 19:47

ЛО, в мифологии чёрных таи (тайская языковая группа) Вьетнама первоначальная страна. Она существовала тогда, когда боги ещё только создали семь скалистых гор и семь потоков вод. Поверхность земли была мала. Её прикрывало низко висевшее над землёй небольшое небо в форме гриба; когда толкли рис, небо мешало песту, когда пряли, оно мешало веретену. Зерно риса тогда было размером с тыкву. И его не убирали, оно само катилось в амбары. Одна вдова ножом перерезала связь, которой небо держалось у земли, и небо поднялось вверх. У белых таи считается, что сами люди просили небо подняться, чтобы оно не мешало.



Лоисаомонг, в мифологии шанов Бирмы (тайская языковая группа центральный столб мира, аналогичный горе Меру в индуистской и буддийской мифологиях. Гора Лоисаомонг возникла из цветка лотоса, принесённого -на землю богами. Из листьев лотоса образовались четыре обитаемых материка земли. Лоисаомонг покоится на огромной рыбе. По другой версии, пера:
начальный мировой океан стал наниматься к небу и тогда боги послали вниз четырёх огромных пауков, которые соткали четыре материка земли. Гора Лоисаомонг расположена на северу южного острова. Вокруг горы ходил солнце. На горе Лоисаомонг сосредоточены все ветры. У подножия горы живут драконы, а наверху птицы-галоны. Когда в мире много воды, то галона крыльями её сбивают. Лоисаомонг — обиталище верховного бога Линлауна


Лока (др.-инд. Loka, «мир», «свет» в индийской космологии и мифологии обозначение мира как составной части вселенной. Наиболее популярна концепция вселенной как трёх миров — грилока: небо, земля, подземное царство (ад). Распространена и сего членная классификация верхнего » нижнего миров. Верхний мир: бхурлека (земля), бхуварлока (пространств между землёй и солнцем, обиталище мудрецов), сварлока (пространство между солнцем и Полярной звездой. небеса Индры), махарлока (место пребывание Бхригу и других святых джаналока (местопребывание сыновей Брахмы), тапарлока (местопребывание божества Вирадж), сатьялка, или брахмалока (местопребывания Брахмы); первые три мира разрушатся в конце каждого дня {кальпа Брахмы, а остальные — в конце его жизни (другие классификации предлагают несколько иные обозначения миров); нижний мир (патала». обитаемый дайтьями, данавами,-якшами, нагами и т. п.: атала, витала, нитала, габхастимат, махатала, путала и собственно патала («Вишну-гурана»); ср. вариант «Падма-пураны»: атала (в подчинении Махахайи), витала (владыка Хатакешваса. ипостась Шивы), сутала (владыка Бали), талатала (владыка Майя), махатала (местопребывание огромных змей), расатала (местопребывание дайтьев и данавов), патала (царство Васуки и нагов). В «Шива-пуране» предлагается восьмичленный вариант нижнего мира: патала, тала, итала, витала, тала, видхи-патала, шакра-бхуми, виджая. В том или ином виде сходное понимание состава вселенной унаследовано джайнской и буддийской космологией и такими направлениями древнеиндийского умозрения, как санкхья или веданта. В свойственную им систему восьми шгаов: брахмалока (мир высших божеств), питрилока (мир питаров, т. е. «отцов», предков; риши и т. п.), совалока (луна и планеты), индралока мир низших божеств), гандхарвалока (мир небесных духов), ракшасалока (мир ракшасов), якшалока мир якшей), пишачалока (мир пишачей». Концепция Локи оказала влияние и на первые варианты индийской нанненаучной космографии.

Изображение


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Список Райских и Адских мест в мифологиях народов мира

Сообщение Мегана » 15 фев 2015, 19:48

МАНДАРА (др.-инд. Mandara , «огромная» или «твёрдая»), в индуистской мифологии священная гора, место обитания различных божеств и полубожественных существ (якшей, гандхарвов, киннаров и т. д.). Согласно «Махабхарате», Мандара поднимается над землёй на одиннадцать тысяч йоджан (йоджана = ок. 4 км) и на столько же уходит в глубь земли. Боги решили использовать Мандару как мутовку для пахтанья мирового океана, но никак не могли вырвать её из земли. В конце концов по просьбе Брахмы это сделал змей Шеша. Шива во время разрушения построенной асуройМайей крепости Трипуры использовал Мандару как ось для своей колесницы и как дугу для лука. Мандара отождествляют обычно с одной из вершин в Гималаях, около горы Кайласа. По другой версии, Мандара соотносят с одноимённой горой в Бихаре




МЕРУ (в др. Инд. Meru) в древнеиндийской мифологии огромная золотая гора, центр земли и вселенной; Вокруг Меру вращаются солнце, луна, планету и звезды, на ней живут высшие боги (Вишну) Брахма, Шива, Индра и др.) гандхарвы, риши и другие мифические существа. (ср. греч. Олимп) Ганга с небес стекает сначала на Меру а потом вниз, на землю. К югу от Меру (по некоторым мифам вокруг Меру) расположен Джамбу-двипа. (Двипа см.) Таким образом, по индуистским представлениям, Меру находится где-то к северу за Гималаями.


Мидгард (др.-исл. букв. «среднее огороженное пространство»), в скандинавской мифологии «средняя», обитаемая человеком часть мира на земле. Термин «Мидгард» известен также западным германцам. В «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда») создание богами Мидгарда ставится в связь с поднятием земли (вероятно, из первичного мирового океана). Согласно «Речам Гримнира» (там же), стены Мидгард сделаны из ресниц первосущества — великанаИмира. За пределами «прекрасного» Мидгард находится Утгард — внешний, пограничный мир, полуотождествлённый с Етунхеймом — пустынной страной великанов (ётунов) на краю земли. Земля окружена океаном, в котором плавает змей Мидгарда— Ермунганд. Главным защитником Мидгарда от ётунов и мирового змея является Тор.

Изображение

Миктлан, в мифологии ацтеков подземный мир. Путь туда длился четыре дня. Умерший должен был пройти между двумя грозившими раздавить его горами, при этом — избежать нападения змеи и гигантского крокодила, пересечь восемь пустынь, поднятья на восемь гор, вынести морозный ветер, метавший в него камни и обсидиановые лезвия. Последнее препятствие — широкую реку покойник пересекал на спине маленькой красной собаки. Добравшись до правителя Миктлана — Миктлантекутли, умерший подносил ему дары и получал своё место в одной из девяти преисподних. В Миктлан попадали все, за исключением воинов, утопленников и женщин, умерших от родов.
Изображение

Муспелль (др.-исл. Muspell; эти-мология неясна), в скандинавской мифологии (в «Младшей Эдде») Муспелль (Муспелльсхейм — огненная страна, которая существовала ещё до начала творения. В «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда»), а затем и в «Младшей Эдде» говорится о «сынах Муспелля» и их участии в эсхатологической битве с богами; они скачут по мосту Биврёст, и мост под ними проваливается. Снорри связывает с Муспелль (возможно, отождествляет с ним) огненного великана Сурта. В немецких раннесредневековых христианских поэмах («Муспилли», «Хелианд») термин «Муспелль» (древневерхнем. тизрпи) употребляется в смысле конца мира и страшного суда.
Изображение


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Список Райских и Адских мест в мифологиях народов мира

Сообщение Мегана » 15 фев 2015, 19:48

Нарака - (др. инд. n`araka ) в древнеиндийской мифологии ад или совокупность адов. О «подземном доме», в котором демоны терзают грешников. Впервые говориться в «Атхарваведе» ( 2, 14; М 19) По более поздним представлениям, Нарака Разделен на 7, или на 21 («Законы Ману, IV 88-90) или на 28, или 50 кругов, расположенных друг за другом под подземным миром паталой .На верхней границе Нараки находится столица царства Ямы - Яманура. мира, где определяется участь умершего. В соответствии с семичленным делением Нараки первый круг (пут) отведён для бездетных; второй (авичи) — для душ, ожидающих нового воплощения; в третьем (самхате) и четвёртом (тамисре) наказывают за сравнительно незначительные проступки, и только последние три круга, погружённые в вечную тьму, предназначены для злостных преступников. В пятом круге риджише) их непрерывно терзают змеи, ядовитые насекомые, дикие звери и птицы, как бы воплощающие в себе укоры совести. Через шестой круг кудмалу) течёт подземная река Байта рани, полная крови и нечистот, в которых грешники задыхаются. А ещё ниже лежит седьмой круг, бездонная какола, или собственно Нарака. Здесь в кромешной тьме светится одна только пылающая яма, в ней горят и не могут сгореть до конца преступники; рядом демоны раздирают их на части раскалёнными щипцами, сбрасывают на остроконечные деревья, варят в масле и т. п. Пытки особенно мучительны из-за того, что все чувства грешников предельно обострены. И самое главное: в отличие от тех, кто пребывает в верхних шести кругах и кто по истечении определённого срока мучений получает новое рождение на земле, обитатели седьмого круга должны страдать до конца кальпы, т. е. до тех пор, пока не погибнет вся вселенная (Брахма-пур. 22; Вишну-пур. II 6 и др.).
В буддийской мифологии Нарака (санскр. шгауа, пагаЬа) — одна из шести сфер бытия в сансаре. Нарака — самое неблагоприятное место для перерождения, но все адские мучения не считаются вечными, так как после преодоления плодов неудачной кармы любое су-щество может возродиться в более высоких сферах и даже достичь нирваны. Более того, будды и бодхисатвы могут, побуждённые состраданием, сами отправиться в Нараку, чтобы избавить тамошних обитателей от страданий и направить их в более высокие состояния вплоть до нирваны. Таким образом, несмотря на то что описания Нараки напоминают описания христианского ада, в сотериологическом контексте Нарака соответствует скорее католическому чистилищу. В Нараке живые существа (в том числе и люди) попадают за тяжкие преступления: убийства (включая животных), обман, самоубийства, клевету на будд и бодхисатв и т. д. Кате-ории мучений различаются в зависимости от вида Нараки (разрезание, сжигание, раздавливание, замораживание и т. д.). Однако после смерти мучившиеся в Нараке существа оживают и жизнь начинается сначала. Общее описание Нараки одинаково во всех основных школах буддизма. Главными Нараками считают восемь жарких и восемь холодных. Кроме того, имеются ещё второстепенные, т. н. соседствующие и случайные Нараки. Жаркие расположены под Джамбуд-випой (мифологическое название Индии) один под другим, причём ужасающие свойства их нарастают в соответтвии с удалённостью от поверхности земли (самым ужасным считается авичи). В четырёх сторонах от жарких Нарак находятся соседствующие ады (напр., наполненная кипятком и пеплом река Вайтарани). Холодные Нараки расположены на краях мира, случайные Нараки могут находиться в любых местах (в горах, в реках, пустынях и т. п.). Продолжительность пребывания в Нараке колеблется от относительно малого количества лет в случайных до целых кальп в авичи. В народном буддизме Нараки считаются реально существующими, но в философском буддизме (особенно в ваджраяне) их рассматривают как сотворение собственной психики.
Изображение


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Список Райских и Адских мест в мифологиях народов мира

Сообщение Мегана » 15 фев 2015, 19:50

Нгекар, нгеви, в тунгусо-мань-чжурской мифологии мир нерождённых душ. Находился у подножия горы верхнего шаманского мира. Души — оми жили на ветвях деревьев. На землю они попадали в виде пушинок и хвоинок. Когда женщина не могла родить, шаман устраивал камлание — добывание души. Во время пения он уходил в верхний мир и крал души, затем возвращался и бросал их в виде хвоинки на платок, который дети держали за углы. Платок складывали и хранили.
Изображение

Неметон - В кельтской мифологии - священная поляна, место встречи людей и богов, место, где друиды совершали жертвоприношения в присутствии множества людей у подножия величественных деревьев-гигантов, нередко использовавшихся для культовых ритуалов. В представлениях древних галлов деревья, чьи корни уходили глубоко в землю, а вершины касались небес, объединяли между собой подземный мир и мир богов, были символом самой жизни, предопределявшим и смену времен года - ведь каждую зиму эти великаны как бы умирали, чтобы возродиться весной еще более высокими и могучими.
Изображение

Нифельхейм – (др. исл. – Niflhel) «темный мир» в скандинавской мифологии мир мрака, существовавший до начала творения; в нем поток – Хвергельмир.

Изображение
Нэ-нэ катасукуни (др. японск., «страна на прочных корнях») в японской мифологии страна, в которой обитают бог Сусаноо с дочерью Сусарибимэ. В Нэ-нэ катасукуни отправляется Окунинуси и там, преодолев все препятствия, чинимые ему Сусаноо, получает в жены Сусэрибимэ. В («Нихонги» и норито эта страна называется Нэ-но куни и только в «Кодзики» — Нэ-нэ катасукуни. Из упоминаний в разных памятниках складывается представление, что это — большая, далёкая страна, расположенная в глубине земли или на дне моря, страна мрака. Существует также предположение, что это — «большая мать-земля», т. е., возможно, материк, противопоставленный «небесной стране» Такама-но хара и японским островам — Асихара-но накацукуни

Изображение


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Список Райских и Адских мест в мифологиях народов мира

Сообщение Мегана » 15 фев 2015, 19:51

Огигия - в греческой мифологии остров, на котором жила нимфаКалипсо. Одиссей, занесенный бурей на этот остров, провел в плену у Калипсо семь долгих лет. Греки ситали остров Огигию центром и серединой моря.

Изображение

Олимп – Высочайший горный массив в Греции в северной Фессалии, считавшийся местопребыванием двенадцати главных богов: Зевса, его братьев и сестёр Посейдона, Аида, Геры, Гестии, Деметры и его детей Афины, Аполлона, Артемиды, Гефеста, Афродиты и Ареса.

Изображение

название гор, которое часто встречается в Греции и Малой Азии. Так, например, называется самая высокая гора на Кипре. Нарицательно Олимпом называют высший свет, общество избранных. Олимпийская религия — официальная религия греческих городов эпохи расцвета — получила свое название от названия горы, служившей жилищем для богов. Олимпийские игры (Олимпиады) — общегреческие игры в честь Зевса Олимпийского — проводились в городе Олимпия раз в четыре года, начиная с 776 года до н. э. до 394 года н. э., когда были отменены римским императором Феодосием. Территория Олимпии считалась неприкосновенной даже во время войн.


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Список Райских и Адских мест в мифологиях народов мира

Сообщение Мегана » 15 фев 2015, 19:52

Парадиз (европеизированная форма авест. термина pairidaёzа), в иранской мифологии (в младоавестийских и ахеменидских преданиях) место блаженства и успокоения духа. Времяпрепровождение в Парадизе выступало синонимом блаженства, лучшего из мыслимых для человека состояний, благодаря чему с усилением религи-озносимволической интерпретации Парадиз превратился в образ рая и благого воздаяния. У ранних иранцев Парадиз — охотничий парк в квадратной ограде (ср. символическое значение квадрата). Иранская и иноплеменная иранизированная знать возводила реальные роскошные Парадизы, порождавшие ассоциации с райским садом. Древне-мидийские и ахеменидские Парадизы были известны Ксенофонту (« Киропедия » I 4, 5, 11; «Анабасис» I 2, 7), Ктесию (5—4 вв. до н. э.) и другим авторам. Подобный Парадиз раскопан вблизи городища Топрак-Кала в древнем Хорезме (3 в. н. э.). Через греческое посредство авестийский термин проник в культурное наследие Европы. Омейядские замки в Мшатте, Каср эль-Хайре, Аммане были продолжением традиции иранских Парадизов — попытками воплотить в архитектурных формах образ земного рая.

Изображение

Парнас - Аполлон и музы Парнас – вершина на горе Геликон Парнас имел две вершины, соответственно для Муз и для Аполлона. Кроме всех своих достоинств Музы еще ревностно хранят свою непорочность.
Изображение

ПАТАЛА - в индуистской мифологии общее название семи подземных областей, в которых живут дайтьи, данавы, наги и другие божества, противостоящие богам, обитающим в небе. Названия этих областей разнятся в источниках (см. Матсья-пур. 246 75—76; Вишну-пур. II 6; Бхаг.-пур. V 24 и др.), и только нижняя среди них постоянно именуется просто Патала, или «Нагалока» («мир нагов»), поскольку её населяют наги-змеи. Патала, или «Нагалока», считается прекраснейшим местом в мире и, по словам мудреца Народы, превосходит своей красотой и богатством небо Индры (Сваргу). Столица Паталы — Бхогавати выложена золотом, а посредине её высится сложенный из драгоценных камней дворец царя нагов Васуки.

Изображение


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Список Райских и Адских мест в мифологиях народов мира

Сообщение Мегана » 15 фев 2015, 19:54

Пекло - (церковнославянск. Пекъл, «смола», возможно из лат picula) «смола», или pix, «смола деготь») в славянской мифологии ад, преисподняя. Представления о Пекле, по видимому, сложились под влиянием христианского учения об аде. Предполагаемые связи Пекла с вост. Слав. Обозначением пекельного (адского) змея и словацк. Pikulnik («мужичок с ноготок», домовой, одетый в красное и приносящий деньги хозяину и здоровье его лошадям), вероятно, установились позднее в силу народной этимографии.

Изображение

Пешера. В мифопоэтической традиции Пещера как нечто внутреннее и укрытое противостоит миру вне её как невидимое видимому, тёмное светлому. Пещера иногда замещает дом, но в ней, скорее, спасаются от опасности, чем живут, или укрываются от мира, предаваясь аскезе, ср. пещерник (Пещера — естественное жилище для существ хтонического типа). В отличие от дома, Пещера укрыта, незаметна для глаза, нелегко впускает и ещё труднее выпускает человека, непроницаема: в неё не смотрят и из неё не выглядывают, не наблюдают (редкие исключения составляют отрицательные хтонические персонажи, которые высматривают свою жертву из Пещеры как из окна иного мира, царства смерти, это окно нередко совпадает с единственным оком, как у Полифема). В Пещере совершают захоронения, хотя Пещера противопоставлена обычно и могиле, и подземному царству. В Пещере темно, т. е. безвидно, как в хаосе (в известном смысле Пещера и есть хранилище остатков хаотической стихии), поэтому в ней можно только слушать, но нельзя видеть (отсюда — двуединый образ: Пещеры как ухо и ухо как Пещера). Внутреннему пространству Пещера присущи, как правило, бесструктурность, аморфность, спутанность (иногда обитающее в Пещере существо имеет спутанные волосы, перепутанную шерсть и т. д.). В Пещере сознание и разум, логика уступают место слуху, осязанию, инстинкту, интуиции, тёмному вожделению. Пещера может выступать как символ условий, в которых возможно только неподлинное, недостоверное, искажённо-искажающее знание и неполное существование. В философском мифе о П. (VII книга «Государства» Платона) земное бытие человека уподобляется положению прикованных узников, находящихся на дне Пещеры; повёрнутые лицом к стене, они могут видеть перед собой только тени людей, проходящих перед Пещерой, — единственное их знание о реальном мире.
Пещера — сакральное убежище, укрытие. Ср. образ Пещеры в связи с Полифемом, Паном, Эндимионом, сатирами, нимфами, Зевсом-ребёнком в греческой традиции, Пани, Валощ скрывающими похищенный скот в Пещере, в ведийской мифологии, японский миф о богине Аматэрасу, удалившейся в Пещеру, мотив захода солнца в Пещеру и его восхода из Пещеры и т. д. В библейской традиции неоднократно скрываются в Пещере израильтяне, цари, пророки, Давид и др.; ср. Иис. Нав. 10, 16; Суд. 6, 2; 1 Царств 13, 6 и 17, 1; 2 Царств 17, 9 и 23, 13;3 Царств 18, 4 и 19, 9; Быт. 19, 30; Апок. 6, 15; семь спящих отроков и т. д. В Пещере скрываются от мира отшель-ники, в Пещере до времени находятся спящие короли, пророки, вожди, герои (ср. король Артур, Фридрих Барбаросса), очарованная царевна, спящая красавица, хозяин или хозяйка горы и т. п. Иногда тема укрывания в Пещере и выхода из неё связывается с персонифицированным образом света и огня — Сандрильоной (Золушкой) или её восточным аналогом (ср. Биби-Сешанби}.
Огонь, очаг в Пещере иногда уподобляются яйцу (желток в скорлупе) или солнцу (огонь в небесной оболочке, ср. церковнослав. «пещера» от «пещь», рус. «печера», «печора», «печь» и т. п.).
Особый круг составляют мифологические мотивы о чудовище или животном в Пещере (ср., например, миф индейцев северозападного побережья Америки о койоте, убившем пещерное чудовище). Распространены представления о Пещере как месте, где находятся ветры, дожди, облака, рассматривающиеся или как губительные, разрушительные стихии, или как носители или возбудители плодородия.
Пещера включается в комплекс жизнь — смерть — плодородие, как одновременно место зачатия, рождения и погребения, источник и конец. С Пещерой связывается сила страсти, вожделения. Иногда эта страсть равносильна смерти (ср. легенду о Тангейзере, навечно заключённом в горе –Пещере Венеры, и развитие соответствующих ассоциаций в «Волшебной горе» Т. Манна) или влечёт за собой смерть (ср. первую любовную встречу Дидоны и Энея, «Первым к гибели шагом был этот день...», Verg. Аеn. IV 169), ср., однако, облегчённые варианты — бесчисленные гроты для любовных утех в «галантной» европейской живописи и литературе. Пещера — лоно земли, её vagina, детородное место и могила одновременно. Земля покровительствует соитию в Пещерeу — своём лоне (когда Дидона и Эней остаются в Пещере наедине, «первой Земля и творящая браки Юнона знак подают...», IV 166—167), она рождает в Пещере и через Пещеру. В апокрифическом евангелии Фомы Пещера — место рождения Иисуса Христа, иногда образ ребёнка-Христа продолжает и дальше связываться с Пещерой, ср. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи. С образом Пещеры во многих традициях связываются антропогонические мифы: первочеловек вылезает из подземного царства (ино-гда по дереву) через Пещеру (ср. также миф о происхождении ацтеков из «места семи пещер», представления индейцев о том, что не только люди, но и солнце и луна родились в П.). Земля в Пещере принимает в себя мертвых: в Пещере похоронил Сарру Авраам (Быт. 23, 19), в ней же сыновья похоронили и самого Авраама (25, 9), позже в этой Пещере был похоронен и Иаков (49, 29—32 и 50, 13), в Пещере покоился воскрешённый Христом Лазарь (Ио. 11, 38), высеченное в скале пространство, в которое был помещён гроб Иисуса Христа, по описанию, скорее было Пещерой (Матф. 27, 60, Мк. 15. 46, Лук. 23, 53). Ср. также пещерные захоронения первых христиан, сходные погребения у евреев, финикийцев и др. Под зем-лю, в Пещере может удаляться умирающий и воскресающий бог плодородия, иногда также бог-громовержец. Наиболее ранним примером связи Пещера — смерть — воскресение является наскальная палеолитическая живопись в Пещере (см. в ст. Изобразительное искусство и мифология}. Слияние в образе Пещеры идей жизни, смерти и воскресения объясняет не только то, что Пещеры использовались как святилища, но и то, что раннехристианские храмы (как и митреумы) имели пещерный облик (ср. интерьер сирийской, армянской и коптской церквей, а также «пещерообразность» алтарной апсиды в сочетании с конхой). Сам храм-Пещера Представляет собой модель вселенной (ср. сообщение Порфирия о том, что Зороастр создал Пещеру для почитания Митры, «Пещера, имела подобие вселенной, которую создал Митра, а вещи внутри её... были символами космических элементов и зон», De antr. nymth.6). Есть основания гностический образ света, который и во тьме светит (Ио. 1, 5), объяснять через концептуальную схему Пещеры. (свет в Пещере, как и огонь в ней, типологически сопоставим с теофанией, имеющей место в Пещере, ср. явление бога укрывшемуся в Пещере от гнева Иезавели Илии, 3 Царств 19,9).
Пещера нередко локализуется или на высокой горе, или в глубокой впадине, ущелье, она обращена с земли или к небу, или к подземному царству. В первом случае Пещера — место слияния матери-земли с отцом-небом, во втором (что в мифологических и фольклорных текстах встречается чаще) — место, где находится вход в нижний мир (здесь Пещера выступает как своего рода антигора, или гора подземного царства). Как вход в иной мир Пещера представляет собой опасность: здесь обитают стражи этого входа, здесь особенно важно знать правила поведения, соблюдать табу и т. д. Известны и контаминированные случаи: Пещера находится на горе, но является ходом в нижнее царство.

Изображение

Потала (санскр.potala, potalaka, pautalaka), в буддийской мифологии название рая, где обитают Авалоките-швара и Тара. По индийским и тибетским источникам, находится на вершине горы на побережье Индийского океана, в китайском буддизме — на острове в Восточно-Китайском море . Согласно тибетской традиции, в Потале Будда произнёс основную тантру Авалокитешвары, а также по просьбе Манджушри (чтобы излечить от проказы царя Ишварапрабху) один из двух специальных магических текстов (дхарани) Авалокитешвары. Паталой называется также дворец далай-лам в Лхасе.


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Re: Список Райских и Адских мест в мифологиях народов мира

Сообщение Мегана » 15 фев 2015, 19:55

По Тхен, Пу Тхён, в мифологии чёрных тай и других народов Лаоса и Северного Вьетнама (тайская языковая группа) глава небесных духов - тхенов. В стране По Тхён . находится мир мёртвых человеческих душ, которые возделывают там рисовые поля и подсечные участки. По Тхён аналогичен Тхен Факхыну у лаотянцев.

Изображение

Поупа («цветущая»), в мифологии бирманцев священная гора, обитель богов. Согласно мифу, гора поднялась среди равнины после землетрясения и вулканического извержения. Считалось, что она является домом духов — нагов и их главы Махагири; в её пещерах живут феи, которые питаются цветами. Район горы Поупы считается также прародиной многих тибето-бирманских народов Бирмы.

Изображение

Похьела (Pohjola), Сари6ла, Пиментола, Унтамола («тёмное царство»), в финской и карельской мифологии северная страна, иной мир («страна людоедов», «злая страна»). Расположена там, где небосвод смыкается с землёй; ассоциируется с подземным загробным миром — Маналой.
мершие пересекают поток Маналы и попадают в сумрачный холодный двор со скрипучими железными воротами — селение Похьелы. Хозяйка Похьелы Лоухи (по А. Туру йену, Лоухи в конструкции Louhi Pohjolan emanto , «Лоухи Похьёлы хозяйка», — эпитет Похьелы, а не имя хозяйки: ср. фин. louhi, «скала», «камень», и постоянный эпитет Похьела — «скалистая Похьела») — старуха колдунья, антагонист Вяйнямёйнена, Илъмаринена и других героев карело-финских рун. Она похищает солнце и месяц, огонь из очагов страны Калевалы, сампо, прячет похищенное в основании скалы Похьелы. Вероятно, первоначально хозяйка Похьелы — хранительница культурных благ, которые добывают в ином мире культурные герои. В Похьелу герои ездят свататься (распространённый фольклорный сюжет поисков невесты в ином мире).

Изображение


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Пред.След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2