ВОЛКИ И ОБОРОТНИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

ВОЛКИ И ОБОРОТНИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

Сообщение Мегана » 15 фев 2015, 19:06

Ей отмерено время

Между светом и тьмою...

Непосильное бремя --

Оставаться собою,

Быть ни той и ни этой,

Но обоими сразу.

Ни живой, ни отпетой,

Лишь по сердца приказу

поступать. Даже если

Разорвут его в клочья

Те, кто день славят песней,

Те, кто шастают ночью.

Мало тех, кто поймут

Сумрак... Тех, кто поверят --

Он не враг, и ведут

В обе стороны двери.

...Кем -- не знаю ответа --

Суждено ей когда-то

Стать? Весенним рассветом --

Или зимним закатом?..

(с) Ольга Громыко.







Волкодлак, волколак, волкулак, вовкулак, оборотень - в славянской мифологии человек-волк; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей.

Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии. Исключительная архаичность представлений об оборотнях явствует из того, что в других индоевропейских традициях (в частности в хеттской) превращение жениха в волка связывается с распространенной формой брака -- умыканием (насильственным уводом невесты).

Древность этого образа подтверждается также летописью 1282 года, повествующей о волколаке, который "гонит облака и изъедает луну" (славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи). По мнению Ф. Буслаева, "остаток этого предания доселе сохранился в пословице: "Серый волк на небе звезды ловим".

В отличии от мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Необычное -- да, но не в коем случае -- не страшное и ужасное.
Косвенно это подтверждает и древний русский заговор, записанный Сахоровым:

"На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц -- золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской".

Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух, поэтому вместо "волк" говорили "лютый", а мужчин некоторых племен называли "лютичи". Способность превращаться в волка издревле приписывалась "особо сильным" колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. "Оборотиться", "обвернуться" (превратиться) нередко буквально означало "перевернуться", то есть перекувырнуться, "переброситься через себя" или через условную границу. "Оборачиваясь", человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам -- "предкам, родственникам и покровителям". В повествованиях об оборотнях грань между человеком и зверем -- узенькая полоска ножа, веревки, ветки, в сущности, она проходит через самого оборотня: он и человек, и животное одновременно. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает ежегодное превращение невров (славянское племя, предположительно обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся.
А славянский героический эпос, вообще, характеризует главного героя оборотня как существо божественного происхождения.
А и на небе просветя светлел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Вольх Всеславьевич.
Подрожала сыра земля,
Стреслося славное царство Индейское,
А и синея море сколыбалося
Для ради рождения богатырскова,
Молода Вольха Всеславьевича.
Подобные катаклизмы и природные явления сопровождали рождение стихийных славянских божеств.





Самый удивительный и таинственный герой русского эпоса, Волхв Всеславлич Полоцкий (вторая половина 11 в.), умел превращаться в волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния, так что могло показаться, будто он находится в нескольких местах одновременно.

"...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал... Херсоню великому волком путь перерыскивал..." (Слово о полку Игореве).



Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, "в рубашке" или с "волчьей шерстью" -- приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе -- птицей; совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных.
Многие из существ низшей мифологии тоже имели склонность к оборотничеству, леший, например, очень часто превращался в белого волка (белого царика) или в волчьего пастыря.
С принятием христианства все прежние божества были низвергнуты и объявлены демонами. Не обошла эта участь и оборотней, которые из божеств-помощников и героев-богатырей стали жуткими чудовищами ночных кошмаров.


ПРИМЕТЫ ОБОРОТНЯ

Основной приметой волколака, как и героя-волка, является заметная от рождения "волчья шерсть" на голове (сравни тождественную древнеисландскую примету -- vargshar, "волчьи волосы" оборотня). Также узнать оборотня можно по тому, что у них коленки задних ног повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у животного.







СПОСОБЫ ПРЕВРАЩЕНИЯ.

Самым первым известным способом превращения было оборачивание с помощью заговоров и обрядов ("премудростей"):
Втапоры поучился Волх ко премудростям:
А и первой мудрости учился
Обертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он Волх
Обертываться серым волком,
Ко третей-то премудрости учился Волх
Обертываться гнедым туром -- золотые рога.

Перекидывание. Самый распространенный способ. Человек наделенный "сверхъестественными" способностями, становится волком, "перекинувшись" (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или землю нож или топор. Перекидывались также через коромысло, пень, обручи, двенадцать ножей, веревку, ветку дерева, огонь на печном шестке, через сердцевину упавшего дерева или просто перекувырнувшись "против солнца" и т.п.

Простые люди могли сделаться волками, переступив через заговоренную колдуном вещь. Также для того, чтобы превратить человека в волка, колдун или ведьма набрасывают на него звериную шкуру, ленту или пояс (повязывая им). Одевание волчьей шкуры. Один из древнейших способов превращения, практиковался еще волхвами. Превращение на свадьбах. Считалось, что особо сильные колдуны могли "пустить волками" целые свадебные поезда. Для этого колдун берет столько ремней и мочал, сколько в поезде лиц, нашептывает над этими вещами заклятье, и кого потом подпояшет таким поясом, тот и становится волком. Иногда ведьма перекапывает едущему от венца поезду дорогу небольшим ровиком: едва поезд наедет на это углубление как лошади падают мертвые, а люди убегают в зверином образе и т.п. Превращение "по слову матери". Тоже самое, что и превращение по проклятью. Волколаки превращенные по слову матери не должны не в коем случае есть сырое мясо, иначе навсегда волками останутся. Оборотнями также становятся дети, похищенные нечистой силой.

СПОСОБЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЛИКА.

Перекинуться через волшебный предмет в обратную сторону.
Вытащить волшебный топор из пня.
Волк станет человеком по истечении времени, условленного заклинанием.
Накрыть волка человеческой одеждой.
Накормить оборотня "благословленной едой", т.е. такой едой, которую благословили.
Обвязать оборотня поясом с узлами, завязывая которые пришептывали "Господи, помилуй".

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОЛДУНОВ И ОБОРОТНЕЙ.

Молодоженов и свадебные поезда всегда охранял специально приглашенный колдун -- вежливец и дружка, "шафер со стороны жениха", на юге называемый "волком".
Обезопасить себя от оборотня (прежде всего -- от оборотня-колдуна) можно было, ударив его наотмашь, искалечив (поранив волка-оборотня, подковав ведьму-лошадь).
От оборотней защищал "змеиный топор" (топор, которым убили змею).
Если похитить одежду колдуна или предмет, через который он оборачивался, то оборотень не сможет принять человеческий облик. Чтобы оборотень не стал после смерти упырем ему перерезали пяточные сухожилия, а глаза (или рот) зажимали монетами.

Образ, подобный волколаку, человеку-волку, оборотню, есть в верованиях многих народов (английский Беовульф, немецкий Вервольф и т.п.). Верование в волколаков относится к эпохе, когда возможно было представление человека в образе зверя и когда люди, находясь в постоянном общении со зверями, умели, по пословице, с волками выть по-волчьи: как ни странно это покажется, а летописцы это искусство действительно приписывали некоторым лицам. Так, в Лаврентьевской летописи читаем: "...и яко бысть полунощи, и встав Боняк и отьеха от вой, и поча выти вольчски, и волк отвыся ему, и начаша волци выти мнози."
Так или иначе, представления о том, что под шкурой волка может находиться мужчина или женщина, отразили веру в родство и единство всего живого: здесь волк -- "хозяин" леса, зверей и одновременно "старший" родственник, покровитель, предок человека, "сильный" колдун, волк-волхв. Человек же, в свою очередь, -- "превращенный волк", который (особенно колдун) черпает в этом родстве силы, а в критические моменты жизни может вновь стать волком.



ПРИМЕЧАНИЯ.

Белый волк, Белый царик -- волк, наделенный особой магической силой; царь над волками; леший, принимающий вид волка; лесной "хозяин", царь; оборотень. Волк в поверьях -- лесной властитель, "хозяин" зверей. Белый цвет выделяет такого волка как высшее, наделенное сверхъестественными способностями существо: это "старший" волк или лесной царь, "хозяин", оборотень.

В повествовании из Смоленской губернии белый царик (белый волк) водит волчьи стаи: "Тэй белый царик, кали тронить чилавека, то и уси на яго; а ня тронить, то ни водин ни тронить". В рассказе, записанном на Русском Севере, белым волком становится парень-оборотень. Промысловики Сибири наделяли сверхъестественными свойствами черных и белых волков, так называемых "князьков":

"являвшихся исключением на фоне преобладающей серой масти. Крестьянин, убивший такого волка, старался никому не об этом не говорить. Некоторые тайком сохраняли у себя шкуры таких волков--князьков или выродков, так как считалось, что это приносит счастье (человек, хранящий шкуру, становится как бы совладельцем магической силы, которой обладал волк)".

Вежливец, вежливой -- почетное прозвание колдуна на свадьбе. Обязанность вежливца -- "охранять свадьбу от порчи, разрушать злонамеренные чары и предупреждать всякие, считаемые худым предзнаменованием например: чтобы лошади в свадебном к венцу поезде не остановились, не распряглись, не рвались порывисто, не заметали снегом или пылью и т. п. В видах устранения этого вежливец осматривает все углы и пороги в доме, пересчитывает камни в печах, кладет замок на пороге, дует на скатерть свадебного стола, нашептывает разные наговоры над одеждой молодых и под лошадиной сбруей, дает молодым привески к крестам на шее и т. д." (Енис.)

В Сибири, как и во многих других областях России, дружка, именуемый вежливцем, сторожем, большаком, опасным, был "особенным знатоком всех обрядностей в их принятой последовательности".
"Местами эта деятельность дружки называлась "отпустить свадьбу" и совпадала по назначению своему с ролью священника, хотя совершение христианского обряда тоже непременно присутствовало. Если действия дружки при этом слишком явно вступали в конфликт с церковью и это становилось известно властям, он подвергался церковному наказанию. Вежливец также усаживает поезжан и жениха в передний угол на войлок (на стол при этом подается сырой гусь, хлеб, солонка с солью); после благословения он выметает под полатями и на пороге избы своей полой; лепит куски воска к гривам коней и т. п.





Волк.

Выпей, может, выйдет толк.

Обретёшь своё добро.
Был волчонок, станет волк,
Ветер, кровь и серебро....

группа "Мельница".



Волк - хорт, вовк, серый, зверь, лютый.

Хищный зверь, давний сосед славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по повадкам - сбивается в стаи, плотояден и быстр.

Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк - тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.

Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя - "серый", "лютый". Слово "волк" вслух не произносилось. Во многих сказках волк - это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату - коня или скот. В этой особенности слышны отзвуки древней справедливости, "взявши - отдай сполна".

Зима и особенно декабрь месяц представлялись периодом торжества демонов над благодатной силой солнечного света, поэтому всё продолжение зимы (от ноября до февраля) известно как волчье время. Февраль зовётся у славян - лютый.

Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами пугала славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме.

Вера в оборотней - волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотится в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.

Таким образом, волк - существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой - хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня - наполовину человека, наполовину зверя.

Время волка - середина зимы. Цвета - серый, белый, черный.



*********************************************************

Пословицы и приметы:

- Оборотень дорогу перебежал...
- Либо с волками выть, либо съеденным быть

- С волками жить, по волчьи выть
- Сытый волк смирнее ненасытного человека


- Сколько волка не корми, все в лес тянет (он все равно в лес смотрит)
- Волки появляются в селениях - голоду
- Волк дорогу перейдет - к счастью

- Оборотня ноги кормят. Правда, не всегда свои

- Ты мне клыки не заговаривай...

- Баба с возу - волкам легче.





"......Оборотни (др. название ликантропы, волколаки, вовкулаки, волкодлаки, оборотники, вервольфы и прочие вариации этого термина) - магические создания, наделенные способностью по желанию или нет изменять свою внешнюю форму. Подразумевается человек, умеющий превращаться в животных. Либо наоборот, животное умеющее обращаться в людей (типичный пример такого волшебный дракон). Так же, часто подобным умением обладают демоны, божества и духи. Классическим же оборотнем считается волк. Именно с ним связывают все ассоциации рождаемые словом оборотень (хотя есть множество подвидов кошачьих, парнокопытных оборотней, а также рептилий). Изменение формы может произойти как по желанию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами или звуками (вой).

Оборотни не подвержены физическим заболеваниям и обладают замедленным старением благодаря постоянной регенерации тканей. Поэтому в глазах обычных людей они практически бессмертны, как и вампиры, впрочем что не мешало ревнителям веры успешно охотиться на них из века в век.

Оборотней можно убить, смертельно ранив в сердце или мозг, или иными способами, которые повреждают сердце или мозг (например, через повешение или удушение). Считается, что серебро так же смертельно для оборотня и замедляет заживление ран:



"...И выложил на стол очередной клинок.

Мне понадобилось огромное усилие волы, чтобы не отшатнуться и не зарычать. От серебряного кинжала с меленько иззубренным на кончике лезвием веяло невыразимой жутью, словно холодом из бездонного колодца, заставляя красочно представить, чем окончится более близкое знакомство и с тем, и с другим..."



Хотя по своей сущности он является зверем, но находясь в животной форме, тем не менее, сохраняет некоторые человеческие способности и знания. Такие вещи, как определенный выбор жертв, обход ловушек и человеческая хитрость становятся очевидными при расследовании дел, связанных с оборотнями.

Считается, что существует несколько способов стать оборотнем:

- посредством магии;

- быть проклятым кем-то кому вы причинили зло.

- быть укушенным оборотнем (в данном случае способность к ликантропии передается через слюну в кровь, как вирус)

- быть рожденным от оборотня. Таких оборотней еще называют "истинными". Они хорошо контролируют Зверя и не подвержены Лунному безумию.



- съесть мозг волка; сделать глоток воды из волчьего следа в земле или из водоема, из которого пила волчья стая; вкусить жареной волчьей плоти; носить одежду, сделанную из волка (слухи и суеверия).



В случае классического оборотня, человек получает собственного Зверя, который нередко спит до полнолуния. Ставшие оборотнями недавно отличаются повышенной агрессивностью и склонностью к насилию, однако, особо сильные личности могут его контролировать и получают возможность использовать так называемую боевую форму Зверя. Состояние оборотня в полнолуние называется Лунным безумием......"



Etcetera "Полуночные игры больших кошек".







И в заключении:



...Селяне называют зиму "волчьим временем"...

Они даже не подозревают, насколько они правы.

Это...

...время тьмы, воя и стаи...

Сплотиться, чтобы выжить -- трескучими морозами, долгими ночами, верстами погони за добычей... или остаться в окровавленном снегу ради выживания остальных.

...время любви...

Выжить, чтобы выбрать. Не самого красивого, но самого надежного. Кому без стыда покорится сильная и без опаски доверится слабая. Кто продолжит тебя и продолжится в тебе.

...время истины...

Кто ты?

Спокойная жизнь в маленьком уютном домике. Примерная дочь, жена, мать, соседка, работница и прихожанка, уверенная в завтрашнем дне, -- да и с чего бы ему отличаться от вчерашнего?

День за днем, ночь за ночью ты убеждаешь себя, что это то, о чем ты всегда мечтала... и порой тебе это даже удается.

Но однажды, манящими зимними сумерками вглядевшись в заснеженный лес, ты услышишь, как взвоет в твоей душе дикая волчица с тоскливыми глазами.

И не сможешь ее заглушить...



(Ольга Громыко "Верные Враги").


Рассказать:
Изображение
Аватара пользователя
Мегана
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 11857
Зарегистрирован: 24 авг 2016

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3